По завершении IV Всезарубежного Церковного Собора в Сан-Франциско глава одной из епархий Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков) выступил с довольно резким заявлением. Он потребовал от Московского Патриархата «публичного покаяния за сотрудничество с властью в советские годы».
Это заявление резко контрастирует с содержанием резолюции, принятой на Соборе 11 мая. Резолюция делает возможными совместные богослужения и евхаристическое общение (совместное причащение) между представителями РПЦЗ и РПЦ МП. С другой стороны, резолюция ставит дальнейший объединительный процесс в зависимость от действий Московского Патриархата. Главным препятствием, по мнению Собора, является участие РПЦ МП в экуменическом движении, которое РПЦЗ считает ересью.
Снятие гораздо более существенного противоречия, а именно вопроса об отношении к так называемому «сергианству» (сотрудничеству с советской властью), стало главным достижением Собора. Этот вопрос составлял суть разногласий между двумя частями Русской Церкви начиная с 1927 года. Тогда митрополит Сергий (Страгородский), являвшийся заместителем местоблюстителя Патриаршего Престола Московского Патриархата, решил дилемму отношения Церкви к советской власти путем ее официального и безоговорочного признания. Естественно, с падением СССР подобный вопрос был снят вообще. С тех пор в Основах социальной концепции РПЦ в 2000 году появился пункт о возможности сопротивления Церкви государственной власти, если та нарушает основные права верующих. «Сергианство» было осуждено как принцип, но без осуждения конкретных лиц.
Эти действия Московского Патриархата сделали возможным принятие нынешней соборной резолюции. Впрочем, она не имеет окончательной силы до утверждения на Архиерейском Соборе РПЦЗ, который состоится на этой неделе. Заявление епископа Гавриила показывает, что единства среди высших иерархов Зарубежной Церкви на этом Соборе вряд ли удастся достичь. А это ставит под сомнение дальнейшее сближение двух частей Русской Церкви вообще.