Экс-директор ФСБ Ковалев принял награду от экс-директора ФСБ Путина с чувством бесконечной благодарности.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера глава исполнительной власти наградил представителей власти законодательной высокими государственными наградами. Всего в Кремль пригласили менее 30 депутатов и сенаторов – за какие именно заслуги и перед кем получили они ордена и почетные звания, осталось тайной за семью печатями. Но никто не сомневается, что люди они очень достойные. Глава генсовета «Единой России» Вячеслав Володин, например, несколько лет говорил, как ЕР предана президенту, а Сергей Бабурин мужественно возглавил часть «Родины», которая теперь уже не уйдет из-под кремлевского контроля. Бывший генсек «Единой России» Валерий Богомолов оказался рядом с Владимиром Путиным в нужный момент и в соответствующих органах. В тех же органах по воле судьбы работали Юрий Волков, Александр Гуров и Михаил Гришанков, которому гражданский костюм не помешал громко выкрикнуть «Служу России!» сразу после вручения ордена. Экс-руководитель ФСБ Николай Ковалев вообще передал эстафетную палочку напрямую действующему президенту. Что же касается Александра Хинштейна, то он до сих пор выполняет важную задачу – депутат яростно борется с главным оппозиционером Михаилом Касьяновым. А лидер Владимир Жириновский просто скоро отмечает свой юбилей.
Представителей законодательной власти перед мероприятием тщательно проинструктировали: так обычно объясняют первоклашкам, как правильно попроситься у учителя на уроке выйти в туалет. Проводящая церемонию дама объяснила, что вставать со своего места надо только после того, «как я назову вашу фамилию». «Подойти к президенту надо справа от него, вот сейчас вам покажут», – после этих слов еще один сотрудник Кремля сделал несколько шагов по лежащей прямо по центру ковровой дорожке. «После награждения просьба развернуться к залу – сделают вашу фотографию. Если вы захотите сказать несколько слов, попросите разрешения у президента, а затем пройдите на свое место», – произнесла дама, словно предполагая, что кто-то из представителей законодательной власти мог от волнения или просто по неразумению начать нарезать круги по Екатерининскому залу.
Опоздавший на церемонию президент признался, что не часто общается с представителями законодательной власти в такой торжественной обстановке, да и то не со всеми. «Наше общение, если оно есть, носит деловой характер», – сообщил президент. Бывший директор ФСБ Ковалев, первым награжденный орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, по старой привычке назвал присутствующих «уважаемыми товарищами». К заменившему его на ответственном посту Путину он обратился не иначе, как «глубокоуважаемый Владимир Владимирович». «Трудно передать всю гамму чувств...» – говорил экс-главный чекист страны, не забыв выразить «бесконечную» благодарность президенту и стране. В заключение он пожелал Путину терпения и здоровья, хотя до сих пор мне казалось, что и первого, и второго у главы государства с избытком.
За Ковалевым речь держал Владимир Жириновский, которому президент вручил орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Лидер ЛДПР признался, что это его первый в жизни орден. Вероятно, на радостях Жириновский намекнул, что Путину не мешает остаться на царстве. Правда, сделал это весьма дипломатично. «Парламентарии царской России совершили большую ошибку, заставив царя отречься от престола. Советские депутаты в 1989–1990 годах также сделали большую ошибку, и мы знаем, чем это закончилось. Я хочу, чтобы депутаты России больше никогда бы не боролись с центральной властью, а, наоборот, всегда ее поддерживали», – предложил своим коллегам лидер ЛДПР. А чтобы его намек был максимально прозрачным, Жириновский предложил на 110-ю годовщину Госдумы «снова собраться в этом же зале в том же формате и снова наградить лучших депутатов». По лицу президента было понятно, что такая перспектива не кажется ему ужасной.
Глава аграрного комитета Геннадий Кулик, награжденный «За заслуги перед Отечеством» IV степени, передал президенту по просьбе группы товарищей рубль 1928 года. «Там изображен сеятель-крестьянин, – объяснил только что осчастливленный депутат. – Ваша программа развития агропромышленного комплекса посеяла большую надежду и веру в перспективы», – объяснил Кулик связь между главой государства и рублем 1928 года и пожелал президенту «твердости и мудрости в реализации тех задач, которые история воздвигла на ваши плечи».
Заслуживший орден Дружбы Александр Гуров неожиданно признался, что, когда в 1999 году он и его коллеги шли на выборы от «Единства», они не верили, что смогут исполнить все свои обещания. «Но благодаря вашему неустанному труду при поддержке Госдумы эти обещания начинают сбываться», – обрадованно заявил депутат, давая тем самым понять, что награда пришла явно не по адресу.
Еще одну оду президенту произнес другой силовик – глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, ставший вчера заслуженным юристом. «Благодаря вашей роли в России стало безопаснее», – пояснил депутат и пожелал России «продолжить свою роль борца с террором».
Чтобы награжденные немедленно не отправились почивать на лаврах, Путин в ответном слове отметил: за прошедшие годы удалось «кое-что» сделать, а нерешенных проблем еще «очень много». «И самое главное... – Президент сделал паузу, вероятно, ища точные определения работы нашего парламента. – Самый главный залог успеха – в объединении усилий». «Сегодня стиль работы Федерального собрания заключается не в единомыслии, – Путин медленно подбирал нужные слова, – но и не связан... как бы кого не обидеть (Зал замер.)... с театрализацией государственной деятельности», – продолжил глава государства. «Это мы преодолели, и это осталось в прошлом», – наконец сделал первое соответствующее истине утверждение о деятельности российского парламента президент. «Конечно, нужны споры, – разрешил депутатам и сенаторам президент, – но необходимо уважать мнения и большинства, и меньшинства в поиске решения стоящих задач... И всех должно объединять чувство ответственности перед страной и гражданами, которые нам доверяют».
На этой пафосной ноте в Екатерининский зал Кремля вынесли шампанское.