В конце недели Государственная Дума планирует рассмотреть в первом чтении весь пакет законопроектов, реформирующих военную службу. Правительство представило депутатам 4 закона: после их принятия срок службы по призыву составит всего один год, часть отсрочек будет упразднена, так же как и часть военных кафедр в вузах. Оставшиеся будут преобразованы в военно-учебные центры, выпускники которых обязаны после учебы отслужить по контракту 3 года.
Вчера же в преддверии думского заседания на Охотном Ряду был по-настоящему «военный день». Во второй половине дня комитет нижней палаты по обороне рекомендовал одобрить все законопроекты в первом чтении. А с утра группа депутатов вместе с замначальника Генштаба Василием Смирновым сначала побывала в московских военкоматах, а затем послушала его разъяснения по сути предлагаемых законов.
Генерал-полковник Смирнов сообщил, что из ныне действующих 25 отсрочек полностью отменяются только 5, а еще 4 претерпевают редакционные изменения. Тем не менее, по его словам, даже это дает армии примерно 90 тысяч призывников в год. «Меньше призывать уже нельзя», – строго резюмировал замначальника Генштаба. После чего подробно остановился на каждой из отсрочек, разъяснив ее пользу. Именно эти подробные объяснения, кстати, и вызвали у депутатов дополнительные вопросы. А главное – сомнения в необходимости их отмены. Поэтому, когда Василий Смирнов довольно пренебрежительно отозвался о некоторых категориях российских граждан – потенциальных призывниках, – депутаты даже сделали ему замечание, потребовав быть аккуратнее в выражениях.
У высокопоставленного генерала спросили: какую армию хочет видеть Минобороны в условиях, когда 40–45% призывников нигде не работают и не учатся? Василий Смирнов намекнул, что как раз в армии они и смогут получить нужные специальности. Депутаты удивились: зачем такие сложности – тогда просто не стоит призывать, как это планируется, учащихся ПТУ и техникумов. Гость из Генштаба возразил: «У нас многие ПТУ и техникумы вместо того, чтобы готовить кондитеров и слесарей, готовят косильщиков от армии». А когда у Смирнова спросили, зачем отменяется отсрочка для сельских учителей и врачей, которых, по данным самого МО, будут призывать в количестве соответственно 1200 и примерно 100 человек в год, генерал ответил, что это как раз и является аргументом в пользу ее ликвидации, раз ею пользуется так мало граждан.
Самые горячие споры думцев с военными вызвало предполагаемое привлечение к службе отцов малолетних детей до 3 лет и тех, у кого есть беременные жены на второй половине срока. По данным МО, этих несчастных наберется в год чуть больше 20 тысяч. Как известно, Минздравсоцразвития согласилось визировать законопроект Минобороны только в том случае, если будут разработаны меры по денежной компенсации женщинам, временно лишенным кормильца. Как заявил «НГ» член думского комитета по обороне Николай Безбородов, «если армия так заинтересована в этих людях, то она должна проявить эту свою заинтересованность и в финансовом плане – заплатить их семьям достойную компенсацию». По словам Безбородова, депутаты намерены настаивать как минимум на 2 тыс. руб. в месяц. Вчера Смирнов подтвердил, что соответствующий законопроект почти готов и скоро будет представлен парламенту. При этом он, правда, отметил, что вокруг суммы компенсаций споры еще продолжаются, но тоже выразил надежду, что ее размер составит «больше 2 тысяч рублей». Впрочем, к имеющим такого рода отсрочки генерал-полковник явно испытывает презрение: «На Руси всегда считалось позором прятаться за подолом жены, а защищать Родину всегда было почетным».