0
553
Газета Политика Интернет-версия

13.04.2006 00:00:00

Одним повышением зарплаты учителям проблему не решить

Анатолий Лисицын

Об авторе: Анатолий Иванович Лисицын - губернатор Ярославской области.

Тэги: образование, финансирование


Наше школьное образование всегда было гордостью страны. Российские ученые – математики, физики, химики и биологи – по праву являются одними из самых востребованных специалистов в мире. Последние годы, когда власти боролись с неплатежами и инфляцией, система образования оказалась в положении нелюбимой падчерицы. Учителя вместе с врачами стали постоянными участниками акций протеста, справедливо требуя повышения зарплаты и достойного финансирования школ.

Обращения были услышаны. Стабильность финансовой системы и рост экономики позволили изыскать ресурсы для сферы образования. Президент России справедливо выбрал эту отрасль в качестве одного из главных национальных приоритетов. Проект «Образование» позволит стимулировать инновационные программы, поощрить лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым, поддержать наиболее эффективные и успешные образовательные практики.

Все это крайне необходимые меры. В реализации национального проекта «Образование» ведущая роль отводится регионам. Это оправданно, поскольку у нас достаточно полномочий для решения поставленных задач. К тому же не все определяют деньги – в нашем арсенале есть тактические решения, которые созвучны внедрению в школьное образование современных финансовых и организационных механизмов. И правительство России не должно пренебрегать региональным опытом. Пока же многое в деятельности кабинета министров напоминает старые времена – министры зачастую не могут договориться о базовых направлениях и необходимости преобразований, растрачивая время на разговоры, хотя давно пора уже засучить рукава и действовать. Новый подход к решению задач демонстрирует первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Он взялся за сложнейшее дело, ведь ему придется перестроить систему работы всего гос-аппарата. Его энергичность и требовательность, желание узнать опыт и предложения регионов заслуживают уважения.

Популярный сегодня лозунг о том, что власти должны в экстренном порядке в 2–3 раза повысить зарплату работникам бюджетной сфере – не самый эффективный шаг. Без реструктуризации системы школьного образования это не даст необходимых результатов.

Какие решения необходимо принять в рамках национального проекта в регионах для создания основы стабильного функционирования образовательной отрасли? В первую очередь максимально перевести учеников из малокомплектных школ в более крупные и современные школы. Какое образование может получить паренек или девушка в школе, где на два-три учителя приходится три-четыре ученика и нет ни одного компьютера? Выпускники таких школ вряд ли смогут поступить в вузы и быть конкурентоспособными на рынке труда, а значит, им уготована роль неквалифицированных рабочих на селе со всеми вытекающими социальными проблемами.

В стране сегодня более 12 тысяч классов, в которых обучается по одному-два ученика. В Ярославской области одними из первых в России пять лет назад началась реализация целевой программы «Школьный автобус». Ее главная цель – улучшить качество образования на селе. В каждом районе были выбраны опорные базовые школы, куда мы перевели ведущих педагогов, оборудовали современные компьютерные классы, закупили оборудование для занятий химией, физикой и другими предметами. Ребят из сел и деревень доставляют на учебу и обратно более 150 специальных школьных автобусов.

Малокомплектные школы, которые не могли дать детям нужный уровень знаний, были закрыты, учителя трудоустроены на новых местах. Сегодня выпускники опорных сельских школ выбирают дальнейшую учебу в вузах области, хотя раньше это было уделом единиц. Ярославский опыт высоко оценен Министерством образования России, программа «Школьный автобус» стала составной частью национального проекта.

Внедрение нормативного финансирования школьного образования – одна из первостепенных задач регионов и правительства России. В Ярославской области с 2003 года бюджет области взял на себя ответственность за финансирование образовательного процесса школ по нормативу на одного обучающегося в год. Для городских и сельских школ введены различные нормативы, и они поступательно увеличиваются. Так, дневная сельская школа в 2003 году получала за одного ученика 10,5 тыс. рублей, а в 2006 году – уже 17 тыс. При этом обучение школьника в малокомплектной школе стоит бюджету 25 тыс. рублей.

Принцип «деньги за ученика» создают конкурентную среду в образовании и позволяет существенно увеличить финансирование и самостоятельность школ, сделать прозрачными бюджетные расходы. В школах появились целевые деньги на мебель, оборудование, спортинвентарь и досуг школьников. В регионе в 2007 году будут введены нормативы для дошкольных детских учреждений и учреждений дополнительного образования.

Повышение конкурентоспособности образования невозможно без внедрения современных технологий, и в первую очередь – компьютеризации всех школ и подключение их к сети интернет. В Ярославской области эта задача будет выполнена в следующем году. Наибольшую сложность представляет подключение к интернету сельских школ, для чего на всей территории региона создается единое телекоммуникационное пространство, что уже позволило в этом году подключить к всемирной сети 60% всех школ.

Очевиден разрыв между требованиями рынка труда и возможностями подготовки рабочих в системе профтехобразования. Работодателя интересует выпускник не с 3-м разрядом, на что ориентирует стандарт профессионального образования, а с 4 и 5-м разрядами. Мы изменили систему подготовки рабочих кадров и сократили прием по профессиям, не востребованным на рынке труда. Результат – обучение в училищах и лицеях на 90% идет по заявкам и договорам с работодателями. Одновременно финансирование профессионального образования за два года выросло на 64%, училища экспериментально финансируются по нормативу на одного обучающегося.

В Ярославской области для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров на базе профучилищ совместно с промышленными предприятиями создается сеть отраслевых учебных центров с надлежащей учебно-материальной базой. В 2006 году будут созданы ресурсные центры по обучению металлообработке и сварочному делу, в последующие три года предполагается создать еще 5 ресурсных центров по основным отраслям экономики. Сегодня работодатели готовы к вложению инвестиций в подготовку квалифицированных кадров. Для этого нужна соответствующая нормативно-правовая база.

Государственное образование должно стать конкурентоспособным. Действуя поступательно, но решительно, регионы и правительство способны выполнить эту задачу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1055
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1694
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1541
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2900

Другие новости