Трудная и политически деликатная задача стоит перед председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Сегодня только один российский регион – Чеченская Республика – не имеет собственного суда присяжных. По закону о введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ этот институт должен заработать в Чечне лишь с 1 января 2007 года. После чего потеряет силу решение Конституционного суда о том, что российские суды не могут выносить такие приговоры, где в качестве наказания фигурирует смертная казнь. Это событие может быть приближено группой депутатов Государственной Думы: они внесли специальный законопроект – «О введении суда с участием присяжных заседателей на территории Чеченской Республики».
Дело в том, что по российскому законодательству составлением списков кандидатов в присяжные, их окончательным отбором и прочими необходимыми процедурами должны заниматься органы местного самоуправления. Однако в Чечне, как подчеркивают авторы законопроекта – первые заместители председателей комитетов по конституционному законодательству и по безопасности Александр Москалец и Михаил Гришанков и зампред комитета по законодательству Владимир Груздев, – эти органы пока не сформированы. Стало быть, такое свое полномочие они осуществлять не могут, а значит, введение суда присяжных в последнем на очереди регионе пришлось бы в ближайшее время снова откладывать. Вот поэтому, объяснил «НГ» Гришанков, и предлагается этот, по сути, технический законопроект, разрешающий формирование списков присяжных «временно возложить на органы государственной власти Чеченской Республики и их должностных лиц, осуществляющих на день официального опубликования федерального закона полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований на соответствующих территориях ЧР». Он не стал отрицать и того факта, что законопроект призван не только позаботиться о жителях Чечни, обходящихся по сей день без суда присяжных, но и связан с перспективой восстановления в стране другого правового института – смертной казни.
Напомним: в портфеле Госдумы уже несколько лет лежит без движения, ожидая ратификации, протокол № 6 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанный Россией без малого 9 лет назад. Документ предполагает, что наша страна полностью отменит у себя смертную казнь. Президент, однако, не торопит Думу с ратификацией, а сами депутаты на себя такую инициативу не берут. Например, Гришанков в беседе с корреспондентом «НГ» сказал, что он «сильно сомневается в том, что до конца этого года протокол будет вынесен на ратификацию». Корреспондент поинтересовался: означает ли это, что уже с будущего года, если закон о специфичности суда присяжных в Чечне будет принят, российские суды смогут указывать в приговорах смертную казнь? Первый зампред думского комитета по безопасности ответил утвердительно. Впрочем, другой автор проекта – Александр Москалец – заявил «НГ», что «это никак друг с другом не связано, это вы все сами придумали». По его словам, законопроект действительно чисто технический, а смертная казнь, по его мнению, «даже если по всей стране заработают суды присяжных, применяться все равно не будет».
Комментария от главы комитета по законодательству Павла Крашенинникова, в чьем распоряжении и находится сейчас уже изрядно пожелтевший протокол № 6, получить вчера не удалось. Ранее он неоднократно обещал, что ратификация состоится весьма скоро, но каждый раз сроки откладывались. Вчера же корреспонденту «НГ» удалось поговорить с одним из сотрудников думского аппарата, занимающимся обеспечением законодательного процесса, который и объяснил, почему обещания Крашенинникова никогда не выполняются. По утверждению собеседника «НГ», все дело в позиции президента, который, с одной стороны, публично выступает за полную отмену смертной казни, но при этом понимает, что в народе эта идея непопулярна. Источник «НГ» напомнил, что президент РФ как раз совсем недавно – перед своим визитом в Испанию – открыто поведал об этой своей позиции в интервью журналистам из этой страны.
Как сообщил «НГ» Михаил Гришанков, первое чтение законопроекта о чеченских особенностях правосудия с участием присяжных состоится, видимо, уже в апреле.