0
3195
Газета Политика Интернет-версия

10.03.2006 00:00:00

Олигархи взялись за перо

Тэги: смоленский, книга


смоленский, книга Десять лет назад банкиру Александру Смоленскому не было надобности напоминать о себе с помощью политических романов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Нынешние и бывшие политики, бизнесмены, спортсмены и звезды эстрады – все теперь пишут книги. Наличие на обложке известного имени гарантирует сегодня по меньшей мере половину успеха любой печатной продукции. Если ты на гребне успеха – напиши книгу, лишних денег не бывает! Если тебя подзабыли – напиши книгу, лишнего пиара не бывает тем более! Для кого-то книга – способ вернуться в политику или бизнес. Для кого-то – остаться там же всерьез и надолго.

Не случайно Ирина Хакамада выпускает сборник «Sex в большой политике», неспроста в серии «ЖЗЛ» вышла сначала книга про Бориса Громова, а теперь и про тренера ЦСКА Валерия Газзаева, не зря написал журналист Валерий Панюшкин книгу о Михаиле Ходорковском, а журналист Сергей Доренко – роман «2008» о грядущих президентских выборах.

Только что в магазинах появилась книга «Заложник. Операция «Меморандум» – политический детектив, написанный бывшим банкиром, а теперь пенсионером Александром Смоленским и журналистом Эдуардом Краснянским. Смоленского страна знает давно. Еще в 1989 году он организовал один из первых частных банков – «Столичный», потом стоял во главе банков «СБС-Агро» и «Первое О.В.К.», пиар-службами которых руководил Эдуард Краснянский. Смоленский – один из столпов ельцинской «семибанкирщины». 10 лет назад, в апреле 1996 года, он выступил одним из подписантов опубликованного в «Независимой газете» воззвания «Выйти из тупика!», более известного как «Письмо 13-ти», смысл которого сводился к противостоянию «коммунистическому реваншу» и поддержке тогдашними олигархами Бориса Ельцина накануне президентских выборов 1996 года.

Предвыборная ситуация, всегда у нас актуальная, стала предметом творческой эксплуатации и в только что вышедшей книге. Первая (она же и финальная) сцена романа Смоленского и Краснянского помечена 7 марта 2006-го (можно было бы написать: «наши дни»). В ней «ровно за неделю до объявления даты всенародного референдума об изменении сроков полномочий действующего Президента» действующий президент изучает два взаимоисключающих сообщения, подготовленных спецслужбами для газеты «Российские известия». В одном речь идет о том, что компетентными органами предотвращен заговор, направленный на дестабилизацию положения в стране, срыв всенародного референдума и президентских выборов 2008 года. Заговор готовился «кругами, близкими к бывшему руководству страны, отдельными главами субъектов Федерации и олигархическими структурами».

Согласно другому сообщению, те же самые «компетентные органы» предотвратили заговор, направленный, разумеется, на то же самое. Однако в заговорщиках на сей раз – «отдельные представители действующей Администрации Президента, Правительства и силовых структур», готовившие «серьезные шаги по установлению режима авторитарной власти, попранию принципов демократии, общечеловеческих ценностей, которые должны были привести к дискредитации всенародно избранного Президента» и т.д.

Дальше действие разворачивается в недавнем прошлом. Для начала – осень 2002 года, убийство на Новом Арбате губернатора одного из богатых рыбой и золотом регионов Листова. Расследующие убийство (как со стороны МВД, так и ФСБ) в конце концов приходят к предположению, что Листова убили из-за некоего секретного меморандума, подписанного «три года назад в компании нескольких чиновников самого высокого ранга», включая самого президента Уралова, и диктующего ряд политических условий действующей власти. В частности, на президентских выборах 2008 года должна быть выставлена кандидатура дочери первого президента России Уралова Татьяны Борисовны. Спецслужбы начинают борьбу против «гарантов меморандума», в котором, кстати, как потом выяснится, звучат идеи, сходные с «Письмом 13-ти». В сложном противоборстве стороны сами становятся заложниками ситуации, разрешить которую призван, разумеется, сам президент. Но уже за рамками книги.

Персонажей множество: как вымышленных или собирательных, так и скрытых за вполне прозрачными псевдонимами. В паре, состоящей из олигарха Александра Павловича Духона и журналиста Льва Багрянского, без труда угадываются сами соавторы. Есть в книге Борис Платонович Эленский из Лондона и его деловой партнер Демури Жордания, «всесильный советник президента» Виталий Петрович Смирнов, заместитель главы администрации президента Михаил Юрьевич Умнов, заместитель директора ФСБ, директор ФСБ и т.д.

Действие переносится из России в Нормандию, из Москвы в Киев, в Италию и обратно. Под конец активнейшую роль сыграет в повествовании старшая дочь действующего президента Наталья, которая буквально выкрадывает экземпляр пресловутого меморандума из кабинета отца, чтобы сохранить его (на время, до передачи своему итальянскому другу) в ячейке банка «О.В.К.» в ГУМе... Потому что судьба российской демократии для ее поколения (так считают авторы) важнее даже, чем дочерняя любовь к отцу.

Что касается собственно идеологии книги, то авторы, очевидно, и сегодня усматривают за «бывшим руководством страны» серьезный политический потенциал. Господин Смоленский сказал в беседе с корреспондентом «НГ»: «Есть первый президент, который до сегодняшнего дня не сошел с политической сцены. Он играет активно роль пенсионера. И чем активнее Борис Николаевич роль пенсионера пропагандирует, тем больше я в это не верю».

В то же время Александр Смоленский утверждает, что проводил в книге линию, «когда и та и другая сторона должны отказаться от недемократической процедуры. Почему нужно отказать Путину, если мы говорим о нем, в праве назвать человека, которого он видит на этом посту? Разве он должен встать и уйти, сказав: разбирайтесь сами? Это несерьезно. Весь вопрос в том, будет ли он использовать ресурс – административный, политический, это да... Но нам хотелось бы, чтобы и та и другая сторона подумала, что народ все-таки не быдло».

Почему книга вышла именно сейчас? Эдуард Краснянский признается, что писали долго – почти год с перерывами, причем идеи предлагал в основном Александр Смоленский. И срока выхода книги якобы не подгадывали. По словам же Александра Смоленского, «мы торопились, и мы вовремя успели. Никто не хочет посмотреть Основной закон государства! Все говорят: будет референдум, не будет, останется президент на третий срок, не останется? Но технология таких решений прописана. Государственная Дума не может принять такую поправку в Конституцию. Изменение Конституции – это референдум. Его можно объявлять не позднее, чем за год до выборов в Государственную Думу. Значит, не позднее декабря 2006 года можно провести референдум, а объявлять о нем надо еще раньше – за полгода минимум. Времени уже не остается. Так что в конце марта 2006 года все уже будет понятно. Но не думаю, что сегодняшнему президенту лавры Лукашенко спать мешают».

Эдуард Краснянский говорит, что после первого литературного опыта соавторы не собираются останавливаться: «У нас много замыслов, не связанных с политикой». Хотя рабочее название следующей книги – «Джинн, или Последний турист Аль-Каеды», намекает все-таки на политическую интригу, но уже планетарного масштаба. И это неудивительно.

«Бывший олигарх» Смоленский написал книгу, и ему это понравилось. Будем ждать, когда за ним подтянутся олигархи другие – бывшие и нынешние. Потому что, если на рынке нет пока книги о Романе Абрамовиче, значит ли это, что Романа Аркадьевича не существует?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
808
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1007
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
921
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
916

Другие новости