В ближайшее время Госдума рассматрит поправки к закону «Об основных гарантиях избирательных прав», внесенные Могоризбиркомом. Согласно одной из них предлагается дать право избирательным комиссиям «отменять решения только нижестоящих по уровню выборов избиркомов». Таким образом, из перечня полномочий Центризбиркома исключается «рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта РФ, муниципального образования». Если ее примут, то ЦИК, например, никак не сможет повлиять на вердикты Мосгоризбиркома при выборах депутатов столичной Думы. Все дела придется решать только через МГИК или суд. По сути, это бунт региональных комиссий против абсолютной власти ЦИКа. И в первых рядах «бунтовщиков» – глава Мосгоризбиркома Валентин Горбунов.
Возможно, на процесс внесения этих поправок повлияли предпринимаемые ЦИКом попытки по роспуску двух избирательных комиссий на местах – в Красноярском крае и в подмосковном городе Климовске. И сработала, видимо, так называемая корпоративная солидарность. Если Центризбирком может так просто ликвидировать две комиссии, то и все прочие не могут быть уверены в своем будущем.
Член комиссии Госдумы по вопросам практики применения избирательного законодательства, единоросс Владимир Груздев полностью поддерживает эту поправку. «Сегодня возможна ситуация, при которой избирательная комиссия субъекта Федерации отменяет решение избирательной комиссии муниципального образования при проведении выборов в органы местного самоуправления», – объяснил он корреспонденту «НГ». А это, по словам депутата, «противоречит 12-й статье Конституции, согласно которой местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно». Аналогичная ситуация складывается, когда ЦИК отменяет решение региональной избирательной комиссии по выборам депутатов местных заксобраний. «В данном случае не соблюдается 118-я статья Конституции, в которой декларируется, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом», – разъяснил Груздев юридическую сторону дела. И продолжил: «ЦИК при таком раскладе не является вышестоящим по отношению к региональной избирательной комиссии. То есть, по сути, Центризбирком вершит правосудие. Если поправка будет поддержана, мы просто более строго будем соблюдать избирательные права граждан и это, безусловно, положительный момент»
Руководство Центризбиркома воздержиалось от комментариев по этому поводу, ссылаясь на крайнюю занятость ее членов. Только член ЦИК с правом совещательного голоса, представитель КПРФ Вадим Соловьев прямо сказал, что отрицательно относится к поправке, предложенной Мосгоризбиркомом. «Это направлено на автономизацию деятельности региональных и муниципальных избирательных комиссий», – заметил коммунист. И объяснил: «Мы неоднократно сталкивались с этим на местном уровне, где влияние местных властей на избирательные комиссии настолько сильно, что они выносят заведомо незаконные решения, направленные против конкретных кандидатов и политических партий, неугодных власти». При этом представитель Компартии не исключил, что на инициативу Московской городской комиссии «наложили отпечаток личные отношения между Горбуновым и Вешняковым», которые «далеки от рабочих и беспристрастных». И напомнил, что в апреле 2007 года у Вешнякова истекают полномочия председателя ЦИКа, и «не факт, что ему дадут пойти на третий срок».
Однако заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин предложил не переводить конфликт на уровень личного противостояния председателей двух избиркомов. «Вопрос тут политический, и решится он на другом уровне. Это будет позиция Кремля, а то, что там Горбунов лично хочет, будет иметь минимальное значение», – считает политолог.
«Позиция Московской избирательной комиссии – это и позиция региональных элит», – заметил Макаркин. А эти элиты, по его мнению, «не хотят слишком серьезного вмешательства в их региональные выборы со стороны Центра, потому что каждый раз, когда кого-то где-то снимают, им приходится обращаться в ЦИК, который далеко не всегда идет навстречу». Им, по словам политолога, «хочется, чтобы все замкнулось на них, на региональных избиркомах, которые, по сути, являются выразителями их интересов. А поскольку эти элиты целиком во власти «Единой России», то они «рассчитывают, что власть окажет им в этом поддержку».
Однако тут-то, по мнению Макаркина, у власти может возникнуть дилемма: «идти навстречу лояльным региональным элитам и снизить полномочия Центризбиркома или же сохранить этот ресурс за федеральным уровнем, пойдя навстречу Вешнякову». Второй вариант предпочтительнее для президентской администрации, полагает политолог, поэтому «едва ли позициям Вешнякова может что-то серьезно угрожать».