Вчера Совет Госдумы повторно отложил второе чтение законопроекта об НКО и НПО – уже на 21 декабря. Думцы – авторы знаменитых поправок в закон о некоммерческих организациях, ужесточавших режим их существования в стране, в ожидании президентских замечаний оказались дважды обманутыми. Владимир Путин не поддержал их концепции жесткой регистрации иностранных фондов и не стал направлять на Охотный Ряд конкретных юридических замечаний, ограничившись заключением, написанным в гораздо более вольном стиле. Теперь парламентарии в поте лица и в обстановке полной секретности превращают это заключение в четкие законодательные нормы. По словам спикера ГД Бориса Грызлова, все дело в большом количестве поправок. Первый вице-спикер Олег Морозов подтвердил версию партийного руководства: сам он замечаний Путина пока не видел, но может предположить, что у комитета «могли возникнуть определенного рода трудности».
Глава профильного комитета Сергей Попов отказался сообщить, какие новые нормы вводятся в текст в соответствии с поручением президента. Попытки выяснить подробности через авторов законопроекта – членов оппозиционных фракций к успеху не привели. Александр Чуев (фракция «Родина») оказался не в курсе проводимых между думцами и администрацией президента консультациями. Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский тоже не участвовал в процессе. Большая часть единороссов тоже оказалась не при делах: например, Владимир Плигин напрочь отказался говорить о новом тексте законопроекта, а депутат Андрей Макаров, формальный инициатор отвергнутых президентом ужесточений, с пятницы находится в больнице из-за сердечных болей и, судя по всему, намерен в этом году на Охотном Ряду появляться как можно реже.
По сведениям «НГ», еще в прошлую пятницу, получив текст президентского заключения, думские специалисты поняли – сделать из него однозначные законодательные нормы непросто. Особенно с учетом того, что некоторые идеи были сформулированы предельно неопределенно.
Запутанная ситуация с документом, считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Арбатов, становится уже характерной чертой деятельности российских ветвей власти: «сначала появляется какая-то инициатива, направленная на закручивание гаек, послушный парламент с радостью ее подхватывает – потому что всегда готов соответствовать веяниям исполнительной власти и бежать впереди паровоза и всегда хочет угодить, я имею в виду парламентское большинство». А потом выясняется, напоминает эксперт, что общество вовсе не в восторге от этих инициатив: начинаются протесты, они перебрасываются иногда на Запад, «который в данном случае в отличие от многих других примеров своей политики совершенно правильно ставит вопрос: если мы говорим о четырех пространствах Европейского союза, Россия должна соответствовать определенным демократическим стандартам».
Госдума, заметил Арбатов, всегда рада услужить и по первому сигналу повернуться на 180 градусов и признать свои ошибки, «но в данном случае получилась путаница – это как железнодорожный состав, остановленный на полном ходу: вагоны начинают перемешиваться, наползать друг на друга...» Поэтому, предупреждает политолог, Дума попытается формально учесть эти замечания, но ничего не менять по существу, оставив драконовскую суть этого закона».
Главная президентская «поправка к поправкам», напомним, касается замены обязательной перерегистрации уведомлением. Другое принципиальное замечание главы государства, указывает политолог: «некоторые поспешные высказывания, сделанные в прошлом, сейчас пересмотрены, потому что филиалы западных фондов и общественных организаций, получающих гранты, вовсе не являются орудием западной политики». Если подходить к делу таким образом, указывает эксперт, то «у нас все правительство является орудием западной политики – в 90-е годы мы получали десятки миллиардов кредитов, миллиарды возмездной и безвозмездной помощи, и сегодня кабинет планирует получить в ближайшие десять лет 20 миллиардов по программе партнерства...»