Генерал армии Юрий Балуевский знает, какая армия нужна России в XXI веке.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Как стало известно «НГ», начальник Генштаба генерал армии Юрий Балуевский провел 6 декабря в весьма узком кругу закрытое совещание. Как сообщил «НГ» информированный источник в Минобороны РФ, речь шла о новой коренной реформе Вооруженных сил. План уже разработан под руководством начальника Главного оперативного управления генерал-полковника Александра Рукшина. Толчком послужили указания высшего руководства России в целях экономии бюджетных средств сократить Вооруженные силы на 100 тыс. человек – до миллиона военнослужащих. Но Генштабу оказалось недостаточно простого арифметического вычитания, он решил поверить реформу особой военной алгеброй, которую не всякий гражданский человек способен понять.
═
Слить и разделить
═
После всех минувших реформ сейчас Российская армия состоит из трех видов Вооруженных сил – Военно-морского флота, Сухопутных войск, Военно-воздушные сил – и трех родов войск – Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), Воздушно-десантных войск (ВДВ) и Космических войск. Они разделены на шесть военных округов и четыре флота. То есть в каждом стратегически важном регионе государства имеется своя мини-армия с личным составом, штабами, боевой техникой, вооружениями, тылом и необходимыми резервами.
В ходе возможного нового реформирования все военные округа упразднят. Вместо них появятся региональные управления, точнее – направления: Дальневосточное, Среднеазиатское и Западноевропейское. Проще говоря, «Восток», «Юг» и «Запад». Северного не будет – в этом направлении Северный полюс, откуда военная угроза России не ожидается. Раз военные округа упраздняются, то нет смысла оставлять в прежнем виде главкоматы видов Вооруженных сил и командования родов войск. Их упразднят, а вместо них в Генеральном штабе тоже ор-ганизуют направления. Исключением могут оказаться лишь РВСН, поскольку ракеты с ядерными боеголовками лучше держать в одних руках.
По мнению реформаторов, такая структура Вооруженных сил сможет более гибко и оперативно реагировать на террористические нападения – это сейчас считается главной угрозой безопасности России. И вести локальные войны, где задействовано только одно направление, так удобнее.
Стоит вспомнить, что контртеррористическую операцию в Чечне ведет Северо-Кавказский военный округ, который подчиняется главкомату Сухопутных войск. И чтобы согласовать действия мотострелковой дивизии, воздушно-десантного полка и эскадрильи самолетов, подчиненной главкомату ВВС, приходится задействовать как минимум три штаба и московское начальство. Если же все они окажутся в подчинении у одного командующего территориальным направлением, все эти проблемы сразу отпадут. А в случае большой войны действиями всех российских территориальных войск станет руководить Генштаб.
Возможен еще один побочный эффект. В связи с сокращением штабов уменьшится количество высоких генеральских должностей. Хотя самих генералов, пожалуй, меньше не станет.
═
Зачем это надо
═
Грядущие преобразования чем-то напоминают проект военной реформы, предложенный после Гражданской войны Львом Троцким. Он намеревался строить войска по территориальному принципу, обосновывая такую структуру недостатком средств. Сейчас, похоже, причина в избытке денег.
Как утверждают генштабисты, для воплощения их планов потребуются минимальные бюджетные средства. Реформа начнется в будущем году, и продолжительность ее не превысит двух-трех лет. Однако, по мнению авторитетного военного эксперта «НГ», она вряд ли завершится даже лет через 7–8. Все эти годы из-за преобразования всей прежней инфраструктуры Вооруженных сил (включает связь, командные пункты, обеспечение, места дислокации, штабы) они будут практически парализованы. Повсеместно войска утратят боеспособность, за исключением нескольких элитных воинских частей. А перестройка инфраструктуры может обойтись не менее 4–5 трлн. руб.
Очередная ломка и задумана в первую очередь для получения дополнительных средств и их перераспределения внутри Вооруженных сил. А отправленные на гражданку 100 тыс. военнослужащих помогут сократить потребность в служебном жилье и снять часть социальных забот.
Что касается политического смысла мероприятия, то он состоит в признании провала всех предыдущих реформ, не сделавших армию боеспособной и отвечающей требованиям XXI века.
Через год-другой это стало бы понятно со всей очевидностью, а новая коренная перестройка заслонит прежние провалы. И к выборам 2008 года будет о чем рапортовать.
По имеющимся данным из источников в МО, Генеральный штаб и Минобороны уже приступили к реализации прожекта. Так, на Байконуре идет масштабное сокращение воинских частей и боевые офицеры увольняются из армии – без квартир, без переучивания на востребованные сегодня на «гражданке» специальности...
Одновременно войска из состава военных округов переподчиняются региональным командованиям, на смену которым вскоре должны прийти территориальные штабы.
Предложения Генштаба нанесут сокрушительный удар по программе переоснащения Вооруженных сил. На длительный период резко снизится их боеготовность. На все военные преобразования из госбюджета будут взяты огромные средства, которые в ближайшие годы необходимы для решения социальных проблем военнослужащих, перевода армии и флота на контрактный принцип комплектования.
Эксперты также твердо уверены: очередная ломка спровоцирует очередной массовый исход из Вооруженных сил молодых офицеров, которые и без того не желают служить за гроши. Так что Генштаб предлагает провести весьма рискованный во всех отношениях для обороноспособности государства эксперимент.