0
1583
Газета Политика Интернет-версия

06.12.2005 00:00:00

Удар в две тысячи ЮКОСов

Тэги: нпо, нко, закон, путин, дума


нпо, нко, закон, путин, дума Депутат Андрей Макаров вряд ли мог себе представить, что из-за внесенного его группой проекта страну буквально возьмут за горло.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Вчера Владимир Путин публично заявил о необходимости внести серьезные изменения в законопроект о поправках к некоторым законам, ужесточающих госконтроль за неправительственными и некоммерческими организациями. Речь идет о редактуре высокого государственного произведения – никто не сомневался в подлинном авторстве проекта поправок, внесенных в Думу группой представителей всех фракций во главе с адвокатом Андреем Макаровым. Предшествовала заявлению Путина поездка в Страсбург министра юстиции Юрия Чайки. Из Европы министр привез не только концептуальное одобрение документа, но и некоторые серьезные замечания к нему. Поездка не выглядела спонтанной, как и сегодняшнее приглашение в Думу общепалатников.

Президент, как это уже не раз бывало, выступил в роли защитника демократических свобод и гражданского общества и потребовал от главы своей администрации в пятидневный срок подготовить изменения к законопроекту. «Совершенно очевидно, что главным достоянием России является демократический процесс, достижение нашего гражданского общества, – подчеркнул Владимир Путин на вчерашнем совещании в Кремле с ключевыми членами кабинета министров. – Мы не должны позволить себе вместе с водой выплеснуть и ребенка».

Вчера же Госдума решила отложить обсуждение во втором чтении поправок, касающихся неправительственных и некоммерческих организаций, назначенное было на 9 декабря. А Общественная палата сегодня на специальном круглом столе представит депутатам свои правки проекта, инициированные членом ОП Олегом Зыковым. Интересно, что поначалу под ними подписалось лишь два десятка его коллег, а в субботу, одновременно с Путиным, палата единодушно законопроект осудила.

Законопроект, вызвавший столько споров, с самого начала обсуждения преподносился как имеющий все шансы на беспроблемное прохождение через законодательную власть. И вдруг – такой внезапный поворот. Впрочем, относительно внезапный: давление на Россию в связи с проектом поправок, касающихся НКО и НПО, можно считать беспрецедентным. Оно не идет ни в какое сравнение даже с давлением, которое испытывала Москва в разгар уголовного преследования ЮКОСа.

Что же произошло за последние дни? Первым звонком стоит считать, судя по всему, недавний (в прошлый четверг) приезд в Россию заместителя госсекретаря США Томаса Бернса. Как сообщил «НГ» источник в дипломатических кругах, во время встречи в МИДе (официально ее темой была заявлена борьба с терроризмом) у Бернса состоялся весьма жесткий разговор, касающийся как раз госконтроля за некоммерческими и неправительственными организациями. По словам тех же источников, собеседники заместителя госсекретаря фактически признали, что проект закона, возможно, более дремуч, чем даже в самых отсталых латиноамериканских диктатурах.

В тот же день появились сообщения о том, что позиции России в «большой восьмерке» внезапно стали весьма и весьма шаткими – настолько, что может встать вопрос даже не о том, насколько успешным будет грядущее председательство нашей страны в этом клубе ведущих государств мира, а сохранит ли она членство в нем (см. «НГ» № 262–263 от 2–3 декабря). Но последней каплей, судя по всему, стали события понедельника. А угроза отмены саммита министров финансов G8 со всей очевидностью свидетельствует, что давление на Москву достигло пика: пожалуй, подобных жестких шагов Россия не помнит начиная с 2000 года, если не раньше.

Остается только гадать, что же стало причиной беспрецедентного давления, которое в конце концов привело к желаемому результату – возвращению законопроекта на доработку. Понятно, что вслух говорится о недемократичности и тому подобных политических проблемах. Но практика доказала, что в большинстве случаев за большой политикой стоят большие деньги. А в данном случае – не просто большие, а колоссальные. Образно говоря, ситуация с законопроектом в «денежном эквиваленте» равна не десятку и даже не сотне, а паре тысяч ЮКОСов – почти две тысячи организаций, по некоторым данным, могут попасть под действие депутатских поправок, касающихся НКО.

Убедиться в этом несложно, если проанализировать список фондов, деятельность которых в России окажется под угрозой. В их числе – американское Агентство по международному развитию (участвовавшее в приватизации в России), знаменитые фонды Карнеги, Форда, Фольксвагена, Рокфеллера, институт «Открытое общество» и другие не менее именитые организации (см. справку). Суммы, которыми оперируют эти организации, колоссальны. И тогда становится понятно, почему даже показательная до недавнего времени реакция западного сообщества на дело ЮКОСа не идет ни в какое сравнение с нынешней ситуацией. Ведь, в конце концов, с позиции Запада судебное преследование нефтяной империи Михаила Ходорковского в финансовом смысле касалось всего лишь некоторых акционеров этой компании.

Список, который говорит сам за себя

Некоторые международные и иностранные организации, рискующие попасть под действие закона об НКО

Агентство по международному развитию, США
Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, США
Фонд Карнеги за международный мир, США
Американский фонд гражданских исследований и развития для независимых государств бывшего Советского Союза (CRDF), США
Фонд Фулбрайта, США
Фонд Форда, США
Национальный научный фонд, США
Национальный гуманитарный фонд, США
Фонд Евразии, США
Фонд братьев Рокфеллеров, США
Фонд Рокфеллера, США
Фонд Александра фон Гумбольдта, ФРГ
Фонд Фольксвагена, ФРГ
Фонд «ЦЕЗАР», ФРГ
Всемирный фонд Дикой природы, Швейцария
Швейцарский национальный научный фонд
Международный фонд защиты животных, Великобритания
Общество за глобальную социальную и экономическую интеграцию, Великобритания
Фонд П.Капицы, Великобритания
Фонд Фиссена, Франция
Фонд Мержье-Бурдье, Франция
Фонд Шарля-Леопольда Майера, Франция
Фонд Леона Велюза, Франция
Корейский фонд науки и техники, Республика Корея
Фонд (премия) короля Бодуэна, Бельгия
Фонд поддержки молодых ученых, Нидерланды
Фонд Карипло для научных исследований, Италия
Международный фонд в целях науки (МФН)
Европейский научный фонд (ЕНФ)
МСОП – Всемирный союз охраны природы, Швейцария
Международный фонд развития науки и образования, Швейцария
Институт «Открытое Общество», Фонд содействия, Лихтенштейн


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
718
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
1235
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
1056
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
961

Другие новости