К грядущему рассмотрению в Госдуме во втором чтении законопроекта «О персональных данных» ВЦИОМ опубликовал прелюбопытнейшую статистику. Как следует из опубликованных в понедельник результатов опроса, проводившегося в конце октября, мнения россиян по поводу нововведения разделились почти ровно пополам. С незначительным перевесом (45% против 42%) победили, как утверждают социологи, сторонники создания единого Государственного регистра данных (ГРД) граждан страны.
Казалось бы, перевес незначительный, и кто знает, в какую сторону качнется маятник общественного мнения, когда дело дойдет до третьего чтения или подписания закона президентом. Но магия цифр, которая давно с успехом обеспечивает решение государственных задач, не подвела и на этот раз. Поскольку, как следует из комментария ВЦИОМа к тому же опросу, доля сторонников введения ГРД резко возрастает, если людям говорят, что учет всех персональных данных ведется ради борьбы с терроризмом. Как сказано в материалах ВЦИОМа, «главный аргумент, способный переломить сдержанное отношение наших граждан к идее создания единого Государственного регистра, – его необходимость для повышения эффективности борьбы с терроризмом. Взвесив все «за» и «против», большинство россиян (55% против 26%) не возражают против того, чтобы ради борьбы с преступностью и терроризмом информация об их семейном положении, доходах, контактах, передвижениях и т.д. находилась в единой государственной базе данных».
Вот это уже другой разговор! Больше половины жителей страны – это весомый аргумент, который в нужный момент может быть предъявлен недовольным.
Впрочем, недовольные вряд ли заявят о себе в полный голос. По данным все того же опроса, противники введения нового госрегистра – «представители социально «продвинутых» групп россиян»: молодежь, люди с высшим образованием, обладатели высоких доходов и жители столичных городов. То есть люди, отнюдь не склонные к публичному проявлению недовольства.
Хотя они могут использовать другой способ выражения своего мнения. Нетрудно догадаться, что именно молодые люди с высшим образованием или обладатели высоких доходов свободно обращаются с компьютерами и оперируют базами данных. А угроза утечки сведений из регистра персональных данных оказалась вторым по значимости негативным последствием нововведения, на которое обращали внимание респонденты (37% опрошенных); больше – 38% – опасаются угрозы неприкосновенности частной жизни. Спровоцировать эту самую утечку и способствовать максимально широкому распространению «утекшей» информации – едва ли не лучший способ доказать, насколько оправданны опасения общества.
Но скорее всего «социально продвинутым» даже не придется стараться – за них все сделают. Только за последний год в свободном доступе внезапно для всех оказались едва ли не самые закрытые в стране базы данных – Центробанка и налоговиков. По центробанковской базе можно было получить представления о любом более-менее крупном участнике внешнеэкономической деятельности: прохождения платежей, объемы операций и так далее. А налоговая база вообще давала практически исчерпывающие сведения о любом (за редчайшим исключением) россиянине: домашний адрес, доход за год, место работы, собственность...
Госрегистр персональных данных добавит к этому списку не так много: информацию о семейном положении, контактах и передвижениях. Пока, к счастью, в него не будут включаться такие сведения, как расовое и этническое происхождение, национальная принадлежность, политические взгляды, религиозные и философские убеждения, состояние здоровья, сексуальные наклонности и судимости. Однако сведения о судимостях не слишком трудно добыть через базы данных МВД, национальность – попробовать узнать через ЗАГСы, а выяснить состояние здоровья – попросив медицинскую карту в поликлинике (благо от просителей не требуют предъявления паспорта). Таким образом, ГРД хотя и не станет (по идее) единственной необходимой злоумышленникам базой данных, но основой для получения исчерпывающих сведений послужить может вполне.
Так что у 64% россиян, которые уверены, что государство не способно предотвратить утечки персональных данных граждан из своих баз (в Москве и Петербурге их число еще выше – 80%), остается одна надежда. Пока, как предусматривает законопроект, данные личного характера разрешается собирать и обрабатывать только с согласия конкретного лица.
Но и тут есть оговорка, позволяющая обойти эту норму: исключением могут стать случаи, когда обработка персональных данных необходима для защиты жизни и здоровья человека. Как нетрудно догадаться, самым удобным поводом для введения этого исключения в действие является угроза теракта. Тем паче, что население, судя по тому же опросу, скорее всего в этот повод легко поверит. К тому же надо учесть, что утечка частной информации способна напугать не самую значительную (хотя и весьма обеспеченную и влиятельную) часть общества. А вот теракты – повод для беспокойства подавляющего большинства россиян.
И последнее. Конечно, можно считать, что составление единой базы персональных данных всех россиян – это шанс справиться с нелегальной миграцией, выявить потенциальных террористов, вывести на чистую воду коррупционеров... Да, может быть, мы будем лучше знать, сколько в стране приезжих и откуда они. Но трудно понять, как будут вычислять террористов на основании сведений о контактах и передвижениях. А что касается коррупционеров – то в это вообще верится с трудом. Прежде всего потому, что внесение или невнесение данных в подобный регистр – дело рук конкретного чиновника. С которым всегда можно договориться. А если не с ним – то с его начальником или руководителем ведомства, которое будет отвечать за единый госрегистр.
Кстати, остается пока открытым вопрос о том, как быть с данными потенциальных носителей госсекретов или высших чиновников. Но почему-то кажется, что искать их имена в едином госрегистре, когда он начнет продаваться по 200 долларов в любой палатке с компьютерными дисками, будет бессмысленно...