Общие расходы федерального бюджета на образование в 2006 году увеличатся более чем на треть, заявил вчера на заседании президентского совета по реализации национальных проектов Владимир Путин. В бюджете-2005 на высшее образование заложено 114,7 млрд. рублей, а в проекте бюджета-2006 – 158,9 млрд. То есть расходы и так выросли более чем на треть, да плюс за два года 30 российских вузов, согласно национальному проекту, получат еще по 500 миллионов рублей.
Понятно, что такие масштабные финансовые вливания не могут оставаться без контроля. Тем более что на самом высоком уровне не раз высказывалось недовольство уровнем коррупции и непрозрачности финансовой деятельности высшей школы. Возможно, именно этим и объясняется тот факт, что вслед за опубликованными «НГ» (см. номер от 23 ноября 2005 г.) сведениями о проекте назначения ректоров вузов появились сообщения о законопроекте, предполагающем введение поста вузовского президента.
Причем, как следует из слов одного из авторов проекта – председателя комитета по образованию и науке Госдумы Николая Булаева, и их планируется выбирать по тому же принципу, что и губернаторов. Как говорит Булаев, которого цитирует Интерфакс, в проекте закона предусмотрено, что кандидатура на должность президента представляется ученому совету вуза федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.
Пять лет на управление университетом
Идею введения поста президента в вузах Министерство образования и науки РФ впервые озвучило более полугода назад. Она бурно обсуждалась в педагогическом сообществе, но не вызвала энтузиазма ректорского корпуса, и о ней предпочли забыть. Как оказалось, временно: уже в феврале Госдума должна рассмотреть представленные комитетом Николая Булаева изменения в Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в которых вновь звучит термин «президент вуза».
Нововведения предусматривают возможность избрания в федеральных государственных вузах президентов сроком до пяти лет. Любопытно, что идея возродилась после упорных слухов о подготовке законопроекта о назначаемости ректоров. Похоже на то, что, почувствовав резко негативную реакцию вузовского сообщества, власти пошли на более мягкий вариант.
Предполагается, что президентом вуза (по инициативе ученого совета) может стать специалист, имеющий опыт ректорской работы и избранный в результате тайного голосования простым большинством. По мнению авторов законопроекта, институт президентства в вузах позволит улучшить систему управления, повысить эффективность кадровой политики в сфере образования.
«Я знаю, что все это давно уже обсуждается, – заявил корреспонденту «НГ» бывший замминистра образования, а ныне депутат ГД РФ Борис Виноградов. – Все идет оттого, что действительно есть проблемы с ректорами. И первая из них – выбирают не лучших, а своих. Потому что нет внешней среды. Выбор происходит в замкнутой системе, а она должна быть разомкнутой. Второй момент: всех уже начинает сильно беспокоить бессмертие ректорского корпуса. А бронзовый ректор, как и бронзовый президент, опасен для страны».
Один царствует – другой правит
Еще несколько месяцев назад глава Рособразования Григорий Балыхин заявлял о том, что преподавательский состав вузов необходимо омолаживать. «Средний возраст ректоров вузов именно 60 лет. Это значит, что в ближайшее время ректорский корпус нужно обновить наполовину», – такова точка зрения Рособразования.
«Но это не значит, что всех ректоров после 60-летнего юбилея будут отправлять на пенсию. Вполне возможно, что самым трудоспособным из них будет предложена новая должность – президент вуза, – заявил Григорий Балыхин корреспонденту «НГ». – Министр образования и науки Андрей Фурсенко тоже считает, что должность президента вуза – важный шаг в развитии системы общественного контроля».
Тем не менее, как считает депутат Виноградов, введение поста президента в вузе – это вопиющая глупость. Все эти игры, по его мнению, говорят о том, что идей у Министерства образования и науки просто нет. И очевидно, что все это делается, чтобы трудоустроить заслуженных ректоров.
Как полагают даже сами ректоры, два срока – вполне достаточный запас времени для того, чтобы полностью реализовать свои программы. Сейчас многие руководители высшей школы идут на избрание раньше срока – очевидно, из опасений, что оправдаются худшие из слухов о назначаемости по губернаторскому принципу. И понятно, что, пока ректор не сложил свои полномочия, он может использовать административный ресурс.
Как считает депутат, сегодня уже явно проявляются очертания германской модели обустройства России. «Мы начинаем репетировать историю с «канцлером», – говорит Виноградов, – что ж, давайте введем эту модель и в образовании! А то танцуем все рядом да около».
Согласно немецкой модели, ректор «царствует», а канцлер – реально правит. Канцлер – человек, назначаемый властью, ректор – выбираемый. В немецких вузах есть ученый совет и административный совет. Первый – при ректоре, второй – при канцлере. Первый решает научные проблемы, второй – финансовые вопросы.
Действительно, получается очень похоже на нынешние преобразования. Но если это так, то не за горами то время, когда ректоров все-таки будут назначать. Обкатав процедуру на президентах и приучив высшую школу к усилившемуся контролю со стороны власти.