Адвокат Макаров обнаружил в парламенте неприятную атмосферу.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера подавляющее большинство депутатов Госдумы внесло изменения и дополнения в законодательные акты РФ, предполагающие гораздо более жесткий порядок регистрации некоммерческих организаций (НКО), особенно иностранных. Свои голоса этому законопроекту отдали 370 человек. Второе и третье чтения состоятся, судя по всему, до середины декабря, потому что закон должен вступить в силу с нового года.
Под документом значатся подписи представителей всех пяти думских фракций, что, по идее, должно было бы означать, что между всеми ведущими политическими силами страны по этой проблеме внезапно образовался консенсус. Однако фракция КПРФ, члены которой Юлий Квицинский и Сергей Решульский ранее подписались под планами ужесточения законодательства, вчера заявила, что воздержится при голосовании. По сведениям, полученным «НГ» из источников в различных думских фракциях, коммунисты присоединились к одобрению данного законопроекта исключительно в порядке обмена. То есть активистам КПРФ была обещана поддержка некоторых инициатив со стороны кремлевской администрации. Однако в результате либо обмен не состоялся, либо левые сочли его неравноценным. Между прочим, по слухам, остальные подписанты, не состоящие в рядах «Единой России», тоже поставили свои автографы с учетом дальнейшего «конструктивного сотрудничества» с администрацией президента.
На пленарном заседании этот законопроект, сочиненный в Минюсте, представлял Андрей Макаров. Скорее всего выбор был предопределен тем, что он, как опытный адвокат, на редкость красноречив и сумеет выгодно подать любой документ. Макаров справился. Он сразу же заявил о «непонятной атмосфере», окружающей законопроект, отметив, что, похоже, большая часть его критиков, очевидно, не читали текста. Главной же целью закона о новых правилах регистрации некоммерческих организаций и ужесточении норм, определяющих деятельность иностранных фондов, было, по его словам, «лишить чиновника возможности произвола в делах общественных объединений и некоммерческих организаций». Дело в том, что именно на НКО пока не распространяется тот крайне бюрократизированный порядок регистрации, под который попали партии и движения, профсоюзы и религиозные общины. Авторы закона увидели в этом «пробел в законодательстве», а значит, и возможность волюнтаризма чиновников.
Андрей Макаров объявил, что в проекте закона «никакой политики нет». Но при этом был уверен, что ее там обязательно найдут. А потому «были привлечены представители всех фракций, присутствующих в Думе». Докладывая о концепции законопроекта, Макаров несколько раз пообещал, что ко второму чтению его предполагается тщательно доработать. Государство, конечно, имеет право контролировать эту сферу общественной жизни, но надо все же обозначить пределы вмешательства власти в дела гражданского общества. Логика авторов, таким образом, выглядела следующей: никто не хочет ущемлять права НКО, действующих в правовом поле, но так как этого поля нет и надо его создавать, то происходящее ужесточение нельзя назвать ущемлением.
Глава думского комитета по делам общественных объединений единоросс Сергей Попов на фоне Макарова выглядел более либеральным. Он, в частности, намекнул на возможность во втором чтении облегчить жизнь филиалам зарубежных фондов, институтов и обществ. Нынешний вариант закона предполагает, что они обязаны регистрироваться на территории РФ только в форме общественных объединений, чего большей их части не позволяют собственные уставы. Попов обещал, что, возможно, им разрешат называться «общественными фондами».
Законопроект подвергся критике со стороны коммунистов, назвавших его «направленным против оппозиционных общественных организаций». С этим согласились независимые депутаты Сергей Попов и Владимир Рыжков. Первый видит в будущем законе «удавку на шее гражданского общества», а второй полагает, что он противоречит Конституции и международным договорам, подписанным Россией. Остальные думские фракции проект, наоборот, всячески поддержали, а «Единая Россия» в дополнение посоветовала его критикам «не пиариться».