ЕС одобрил действия компании Алексея Миллера.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Европейская комиссия одобрила вчера завершившуюся ровно месяц назад сделку по приобретению «Газпромом» «Сибнефти», таким образом дав понять мировому сообществу, что Европа не имеет ничего против укрупнения и все еще растущей российской монополии. Зависимость ЕС от России и ее сырья увеличивается по мере роста потребления энергоресурсов, а потому одобрение Еврокомиссии стоит во многом воспринимать не столько как экономический шаг, сколько как политический. Будучи крупнейшей государственной компанией, «Газпром» уже давно перестал восприниматься в мире как нечто отдельное от России, а в последнее время он и вовсе исполняет в некотором роде представительские функции. Если речь идет о России, подразумевается «Газпром». Если куда-то едут российский президент или премьер, их часто сопровождает председатель правления газовой компании Алексей Миллер. И если даже руководство «Газпрома» не входит в состав официальных делегаций, на встречах в верхах речь идет в первую очередь о газе. За примерами далеко ходить не надо: только за последний месяц таких выездов было три: Алексей Миллер сопровождал Михаила Фрадкова в поездке по США, Владимира Путина – на открытии газопровода «Голубой поток» в Турции и в его последней дальневосточной поездке – по Южной Корее и Японии.
Геополитические интересы России и экономические интересы «Газпрома» не просто пересекаются. Они удивительным образом совпадают. Причем создается такое ощущение, что именно на базе бизнес-побед «Газпрома» свои политические победы одерживает президент Владимир Путин. Удачи же «Газпрома» множатся на глазах. Если посмотреть на последние проекты компании, можно увидеть, что среди не охваченных «Газпромом» рынков остается исключительно Австралия. Северная Европа, а также часть Центральной и Западной охватываются благодаря Североевропейскому газопроводу. Юг Европы – благодаря открытому на днях газопроводу «Голубой поток», который позволит поставлять российский газ в Италию и Испанию, а также страны Северной Африки. Успехи на Ближнем Востоке закреплены недавно подписанным в Исламабаде меморандумом, в котором зафиксированы договоренности об участии «Газпрома» в разведке и разработке газовых месторождений Пакистана, приватизации нефтегазовых компаний в республике, а также развитии и управлении транснациональными газопроводами. Не стоит забывать и о том, что начиная с 2003 года «Газпром» ведет переговоры о строительстве газопровода, связывающего Иран, Пакистан и Индию. В числе недавних зарубежных проектов «Газпрома» также числится победа в тендере на разведку и разработку трех из шести выставленных на торги блоков шельфовых газовых месторождений в Венесуэле. Победителем по блокам Urumaco 1 и 2 в рамках фазы А проекта «Рафаэль Урданета» стал «Зарубежнефтегаз», 60,1% которого принадлежит «Газпрому». Это уже Латинская Америка. Североамериканский континент входит в зону охвата «Газпрома» благодаря тому, что в Штаты компания будет поставлять сжиженный природный газ со Штокмановского месторождения. Осваивает компания и Азиатско-Тихоокеанский регион: холдинг тесно сотрудничает с рядом японских компаний и налаживает поставки своего голубого топлива в Китай и Корею. Не секрет, что в сложившейся ситуации Евросоюз крайне негативно относится к укрупнению «Газпрома». Даже в своем прежнем состоянии – до покупки «Сибнефти» – компания Миллера неоднократно называлась европейскими чиновниками «неестественной монополией». Запад встревожен тем фактом, что укрупняющаяся компания становится диктатором на внешних рынках, однако противостоять этому не может, осознавая свою энергозависимость. Российским же политикам остается только закреплять экономические победы газовой монополии протокольными визитами и благосклонно гарантировать каждой из стран, входящих в зону охвата «Газпрома», идеальные условия партнерства. Нужна ли в таких идеальных условиях России и ее властям предержащим «либерализация» – вопрос риторический.
Владимир Блинков
Варшава
«Мы воспользуемся любым удобным случаем, чтобы поднять в Европарламенте вопрос экологической угрозы в связи со строительством газопровода по дну Балтийского моря», – заявил вчера «НГ» депутат Европарламента (Польша) Конрад Шиманский. Этот политик настоял на внесении ⌠экологической■ поправки в резолюцию Европарламента по Северному измерению, принятую в минувшую среду и призывающую страны ЕС избегать односторонних решений по новой энергетической инфраструктуре в акватории Балтийского моря.
Одновременно польский евродепутат Богдан Голик направил письмо в «Гринпис». Ссылаясь на доклад Хельсинкской комиссии, поляк напоминает, что на дне Балтийского моря покоится «около 40 тыс. тонн бомб и мин, захороненных после окончания Второй мировой войны». Не случайно Балтика получила от Международной организации моря статус особо уязвимого региона. «Известны ли эти факты русским и немцам?» – вопрошает польский представитель.
Таким образом, Варшава еще не потеряла надежду на вмешательство европейского сообщества в российско-немецкий контракт, в результате чего строительство газопровода могло бы быть отложено, а то и вовсе прекращено. Как это было, например, в 1995 году, когда «Гринпис» вынудил нефтяной концерн «Шелл» отказаться от идеи затопления в Атлантике своей буровой установки.
Подоплека настойчивого бойкота Польшей балтийского проекта известна: Варшава опасается оказаться в полной энергетической зависимости от России. Политики напоминают, что в феврале «Газпром» перекрыл на сутки поставки своего энергоносителя в Польшу и Германию по наземной трубе. В случае же прокладки трубы из Выборга в Грайфсвальд Германия оставляет Польшу один на один с Россией. И это очень беспокоит Варшаву.
Между тем заинтересованность в поставках ямальского газа выразила Англия. Министр энергетики Малькольм Уикс заявил, что его правительство приветствовало бы ответвление российско-немецкого газопровода в сторону Великобритании. По словам Уикса, для его страны и Европейского союза в целом (Великобритания в этом полугодии председательствует в ЕС) сотрудничество с Россией в области энергетики является приоритетным. В 2010 году, когда планируется ввести Балтийский газопровод в строй, добыча газа в самой Великобритании составит около 80 млрд. кубометров. Потребление же газа жителями туманного Альбиона должно составить 120 млрд. кубометров каждый год. Значительную часть недостающего энергоносителя мог бы восполнить «Газпром», считает английский министр.
Эксперты отмечают, что уже в настоящее время 25 стран Евросоюза получают из России половину используемого ими газа. С введением в эксплуатацию Балтийского газопровода эта доля должна значительно возрасти.
Как заявил постоянный представитель России при Европейском союзе Владимир Чижов, заинтересованность в балтийском проекте проявляют также Голландия и Ирландия.