Представители всех пяти фракций Государственной Думы подписались под проектом закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ. Предполагаются поправки в закон об общественных объединениях – прежде всего для того, чтобы распространить госрегистрацию и на филиалы иностранных некоммерческих неправительственных объединений.
Как объяснил источник «НГ», законопроект, естественно, написан в Минюсте – по распоряжению кремлевской администрации. То, что законопроект сочинен не на Охотном ряду, косвенно подтверждает и тот факт, что среди 15 депутатов, подписавших его, практически не нашлось ни одного, готового тут же прокомментировать основные положения проекта и ответить на ряд неудобных вопросов. Корреспондент «НГ» добился нескольких конкретных слов только от Андрея Макарова, который полностью отверг все обвинения в том, что на гражданское общество якобы накидывается очередная удавка. По его словам, «действительно надо упорядочить деятельность нескольких сот тысяч общественных и некоммерческих объединений». Макаров заметил, что они должны будут перерегистрироваться в течение года после вступления закона в силу.
Еще один из подписантов – координатор фракции КПРФ Сергей Решульский – отказался комментировать смысл законопроекта, дав понять, что он, возможно, скоро отзовет свой автограф. Решульский сообщил, что вчерашний Совет Думы не принял решения о рассылке данного проекта на том основании, что к нему не прилагалось заключения правительства. И хотя представитель последнего Андрей Логинов обещал, что оно вот-вот поступит, Борис Грызлов, подчеркнул депутат-коммунист, все-таки отложил этот проект до появления соответствующей бумаги.
На первый взгляд, в документе нет ничего неприятного для общественных организаций, как российских, так и отделений иностранных структур. Например, в закрытом административно-территориальном образовании запрещается создание и деятельность тех некоммерческих организаций, которые учреждены иностранцами. Это объясняется тем, что обычно ЗАТО создаются вокруг оборонных предприятий или научных центров, наполненных госсекретами. Процедура регистрации российских филиалов зарубежных обществ на бумаге выглядит вполне обоснованной. Отказано в регистрации им может быть также на вполне заурядных основаниях – «если цели, задачи и формы деятельности учредителя» противоречат Конституции и законам РФ, в случаях проявления экстремизма и занятиях легализацией незаконно полученных средств.
Тем не менее, как указывают авторы законопроекта, регистрирующие органы получают возможность контролировать деятельность своих клиентов. Для этого первые должны не чаще одного раза в год проверять вторых на предмет «соответствия деятельности общественных объединений их уставным целям». Если же будут выявлены какие-то нарушения, то у контролеров теперь появляется право написать предупреждение и дать нарушителю месяц на исправление недостатков. Если же этот месяц потрачен впустую, то можно обращаться в суд с требованием ликвидации общественной организации. Кстати, в проекте есть и такие слова: «заявление о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения вносится генеральным прокурором или федеральным органом государственной регистрации».
Между тем параллельно процессу прореживания в 2006 году (закон предполагается ввести в силу с 1 января. – «НГ») иностранных некоммерческих организаций, а также российских общественных объединений, группа депутатов – ведущих функционеров фракции ЕР – представила поправку к бюджету 2006 года о выделении 500 миллионов рублей на поддержку государством деятельности различных организаций гражданского общества. Поправка уже поддержана правительством и, как предположил собеседник «НГ», распределять эти деньги скорее всего будет Общественная палата, которая тоже начнет работать с начала будущего года.