0
1099
Газета Политика Интернет-версия

25.10.2005 00:00:00

Поклонник Дудаева и Высоцкого возглавит Польшу

Артем Мальгин

Об авторе: Артем Владимирович Мальгин - кандидат политических наук, доцент МГИМО.

Тэги: качинский, польша, президент


Новый сезон в политической жизни Польши начался. Президентом с перевесом почти в девять процентов голосов избран мэр Варшавы, брат лидера победившего на недавних парламентских выборах «Права и Справедливости» Лех Качинский. Сами победители, впрочем, когда они таковыми еще не были, говорили, что выборы станут началом новой, Четвертой Речи Посполитой, избавленной от постсоциалистических проблем, характерных для периода президентства Валенсы и Квасьневского. Думается, что это вряд ли произойдет.

Во-первых, Конституцию изменить не так просто. Во-вторых, соратники Качинских по правительственной коалиции – «Гражданская платформа» подобные планы пока не готовы поддержать. Ну а в-третьих, нынешние победители плоть от плоти той Польши, которая возникла по итогам «круглого стола», которая впитала в себя приверженность социальным гарантиям и обещаниям времен ПНР и «Солидарности», добавив к ним популистско-патриотических лозунгов. Другими словами, принципиальная матрица политической жизни страны и ее внешней политики вряд ли кардинально изменится.

Что касается внешнеполитического измерения предвыборных программ обоих кандидатов, то оно было предельно скудным и не шло дальше лозунгов. Чего только стоят заявления, что внешняя политика должна быть «ясной и гордой»! При этом значительная часть этих лозунгов концентрировалась на западном направлении польской политики. И Качинский, и лидер «Гражданской платформы» Дональд Туск подчеркивали важность отношений с США, обещая более широкую поддержку Вашингтону в кампаниях, подобных Ираку. При этом Качинский более скептично отнесся к отношениям с Европейским союзом, в том числе в отношении введения евро. Сюжеты, связанные с восточной политикой, обеими кандидатами озвучивались примерно одинаково. К числу приоритетов были отнесены «поддержка демократии на Украине и в Белоруссии», равно как упоминалась, правда, без конкретизации, и важность улучшения отношений с Россией.

Что касается последнего, то новоизбранный польский президент российских экспертов откровенно испугал еще до начала предвыборной кампании. Символом его антироссийскости, от которой трудно будет избавляться, для многих стало переименование одной из площадей Варшавы в площадь Дудаева. В этой ситуации многим гораздо более предпочтительным казался Туск. Его чисто внешняя умеренность и прагматичность привлекала. Туск не много выступал по поводу «восточной политики» Польши, хотя, например, этим летом именно он единственный из польских политиков первого ранга ездил в Белоруссию с тем, чтобы на месте попытаться поддержать оппозиционный Лукашенко Союз поляков.

Сейчас нам предстоит внимательнее присмотрится к Качинскому. Очевидно, что это не тот человек, приход которого безоговорочно дает шансы на улучшение российско-польских отношений. Такие ожидания были уместны в свое время с приходом Квасьневского. Другое дело, что обе стороны не приложили усилий к тому, чтобы «последний президент Польши, свободно говоривший по-русски», эту функцию выполнил.

Однако демонизация Качинского вряд ли уместна. Его взгляды весьма эклектичны, и в этой эклектике можно и нужно найти то, что окажется полезным Москве и двусторонним отношениям. Кроме того, если посмотреть на карту, то видно, что за Качинского голосовала «Конгресувка», так поляки называют ту часть страны, которая входила в состав Российской империи, и Галиция. Очевидно, что это те регионы, которые и в человеческом, и в экономическом плане наиболее связаны со своими восточными соседями, в том числе и с Россией. В этой ситуации фатальное ухудшение отношений с Москвой и Минском, равно как излишняя придирчивость к внутренним процессам в Киеве вряд ли возможны. Ну хотя бы потому, что верный электорат – вещь более чем ценная.

Действия, мотивации, политические комплексы Качинского, варшавяка среднего возраста, выходца из семьи бойца Армии крайовой, для московских экспертов, наверное, более прогнозируемы, нежели поведение Туска, выросшего в непонятной россиянам, да и многим «восточным» полякам, кашубско-поморской бытовой и политико-психологической культуре. Стоит также принять во внимание, что Туск и Качинский будут взаимодействовать в рамках правящей коалиции, при вероятности того, что посты министра иностранных дел и обороны займут выходцы из «Гражданской платформы», предельно высока. Другими словами, прагматизму Туска в отношении с Россией будет дана возможность проявиться.

┘В одном из предвыборных интервью Леха Качинского мною с приятным удивлением было обнаружено, что его любимыми исполнителями являются Окуджава, Высоцкий и хор им. Александрова. Я подумал, а может быть, Качинский не знал, кто такой Дудаев?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1269
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
901
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1052
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1063

Другие новости