Мельникова с помощью Рыжкова надеется решить проблему регистрации собственной структуры.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера Республиканская партия и Единая Народная партия солдатских матерей (ЕНПСМ) объявили о своем слиянии. «Мы приняли решение о равноправном и серьезном объединении Республиканской партии и Единой Народной партии солдатских матерей в единую партию», – заявил, еле сдерживая нетерпение, Владимир Рыжков журналистам. Однако на деле малоизвестная структура поглотила влиятельную правозащитную организацию с раскрученным брэндом. Лидер ЕНПСМ Валентина Мельникова объяснила свой выбор следующим образом: «Остальные политики по-прежнему сидят на двух стульях: один стул в Кремле, другой – в исполкоме партии. Все боятся генералов, прокуроров, а Республиканская партия не боится».
Напомним, что весной этого года Рыжков порвал с Комитетом-2008 Гарри Каспарова, вступив в Республиканскую партию. Наблюдатели тогда предполагали, что этот шаг был предпринят Рыжковым не без влияния кремлевских чиновников. Не исключено, что нынешний проект Рыжкова имеет целью не только поглощение ЕНПСМ, но и размывание демократического фронта.
Как рассказала «НГ» Мельникова, предложение об объединении она получила от лидера Республиканской партии Владимира Рыжкова. «Мы увидели, что не можем сами завершить эту юридическую историю с регистрацией партии, – признала Мельникова. – Республиканцы к нам обращались давно, как, впрочем, и другие партии. Велись переговоры и с «Яблоком», и с зелеными. Мы решили согласиться с предложением Рыжкова, чтобы получить голос». Корреспондент «НГ» поинтересовалась, не ослабит ли позиции ЕНПСМ, известной правозащитной организации в стране союз с маргинальной политической структурой. Мельникова ответила отрицательно, заметив при этом, что к моменту объединения у ЕНПСМ была ровно половина региональных отделений от требуемого числа.
Слияние должно произойти в течение полутора месяцев. Рыжков пообещал, что ЕНПСМ сохранит самостоятельность внутри Республиканской партии. «Это фактически будет крупнейшая фракция в составе Республиканской партии, – сказал он. – Мы рассчитываем, что в тех регионах, где у Республиканской партии слабые позиции или вовсе нет региональных организаций, а у Солдатских матерей, наоборот, сильные позиции и сильные региональные позиции, там их организации будут оформлены как организации Республиканской партии». Руководство ЕНПСМ, как сказал Рыжков, войдет в политсовет Республиканской партии России. Сегодня в политсовете 21 человек, но в процессе слияния его состав увеличится. Лидеры объединяющихся партий пока не знают, сколько человек в него войдет.
Объединение, по словам Владимира Рыжкова, позволит «показать динамику объединения демократических сил» и «решить задачу по набору численности партии, чтобы наконец-то соответствовать драконовским требованиям закона о партии». Как заявил Рыжков, Республиканская партия имеет 56 зарегистрированных в Минюсте региональных организаций и 30 тысяч членов. И хотя работа по набору необходимых для перерегистрации партии 50 тысяч идет полным ходом (сейчас в Минюсте на регистрации находится еще 9 региональных организаций), Республиканской партии не хватает еще 20 тысяч. Как раз столько членов, как заявила председатель ЕНПСМ Валентина Мельникова, есть у ее организации. Сейчас регионы продолжают сбор заявлений.
«До сих пор все разговоры об объединении демократических сил наталкивались на мужское нежелание уступить женщинам, – заявила Валентина Мельникова. - Но сейчас такой момент, и с этим согласились наши региональные отделения, когда нужно объединяться с теми политиками, которые готовы добиваться наших общих программных целей». По словам Мельниковой, с людьми, создававшими Республиканскую партию, их много объединяет. «Мы вместе участвовали в выборах в 1995 году в Госдуму, – вспоминает Мельникова. – Для наших женщин это был первый политический опыт, который дал импульс, все почувствовали вкус к политике». «Вряд ли пока речь идет о конкуренции с СПС, Республиканской партии просто надо выжить», – говорит заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По мнению политолога, Партия солдатских матерей нужна РП прежде всего для увеличения численности. Дело в том, что ЕНПСМ имеет развитую региональную сеть, и активистов, которые в случае проверки со стороны государства не окажутся мертвыми душами. Что касается самой ЕНПСМ, то, с одной стороны, они увидели, что не набираются необходимых 50 тыс. членов, а с другой – их нет в рейтингах. Макаркин не уверен, что даже объединившись обе партии наберут 50 тыс. членов. «Однако, если у Рыжкова появится шанс добраться до установленного рубежа, это станет плохой новостью для СПС и «Яблока», – считает политолог.
«Республиканская партия будет соревноваться за часть электората СПС и «Яблока», – продолжает его мысль ведущий научный сотрудник Левада-Центра Леонид Седов. По словам социолога, чисто арифметически увеличение сторонников партии незначительно – в сумме рейтинг РП и ЕНПСМ составит всего 3%, однако речь идет прежде всего об имиджевом выигрыше. «Солдатские матери, – считает Седов, – имеют хорошие навыки пиар-работы, это громкая организация. И очевидно, что теперь партии Рыжкова удастся завоевать часть электората СПС и «Яблока», тем более что на демократическом поле они игроки одного порядка».