Владимир Рыжков: на политическом кладбище дискуссий не бывает.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера институт «Общественная экспертиза» представил общественности масштабное исследование парламентской деятельности в России. Это только первая часть общего проекта под названием «Демократический аудит России» – далее последуют итоги деятельности других институтов власти. Пока же трехсотстраничный аналитический доклад о деятельности Госдумы и Совета Федерации с декабря 2003 года по июль 2005 года свидетельствует о том, что Россия вышла из дивизиона «частично свободных стран» и перешла в стан «несвободных».
По словам директора института «Общественная экспертиза» Игоря Яковенко, Госдума четвертого созыва стала первым фактически однопартийным российским парламентом после ликвидации КПСС. Эффекта однопартийности добились при ее формировании, когда было допущено максимальное искажение волеизъявления избирателей. «Был нарушен один из принципов демократии: «один человек – один голос», – сказал «НГ» Игорь Яковенко. – Одни партии оказались «недопредставлены» в парламенте, другие «сверхпредставлены». Это означает, что каждый сторонник «Единой России» фактически получил по два голоса, каждый коммунист или родинец – чуть меньше одного. Яблочников, правых и аграриев вообще лишили голоса на четыре года.
Согласно исследованиям «Общественной экспертизы», то, что произошло на выборах 2003 года, претендует на мировой рекорд: две трети граждан фактически лишили прав. «80 лет назад, по Конституции 24 года, 15 категорий граждан были лишены прав, – сказано в докладе. – Сегодня лишенцами стали не по закону, а по факту». По мнению сотрудников института, в течение 2004 и 2005 годов Госдума изменила основы политического строя России и совершила таким образом антиконституционный переворот. Напомним, что в этот период единороссы приняли законы о политических партиях, о референдуме, о выборах депутатов Госдумы и т.д. А печально знаменитый 122-й закон, согласно докладу, уничтожил социальное государство. «Россия, которую в 1999 году большинство международных исследователей относили к категории «частично свободных» стран, по итогам исследования «Общественной экспертизы» может быть отнесена к категории «несвободных стран», – пришли к неутешительному выводу сотрудники института.
Комментируя итоги исследования, думцы из невеликого стана оппозиции считают тем не менее, что все началось значительно раньше. «Демократия», которая начала свое «развитие» с расстрела парламента в 1993 году и продолжилась беспрецедентной фальсификацией выборов в 2003 году, – вряд ли подлежит нормальному качественному аудиту, поскольку демократией по сути никогда не была и тем более не является сегодня, – заявил «НГ» зампред КПРФ и депутат Иван Мельников. – В 90-е годы внутри законодательной ветви власти были только фрагменты, зачатки демократии, – теперь уничтожено и это». Независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков, внимательно изучивший многостраничное исследование, говорит, что сенсационных вещей в нем не нашел. «Действительно, парламент сегодня мертв, – это кладбище с тремястами могильными плитами, – говорит Владимир Рыжков. – Директор кладбища Грызлов так и сказал: «Это не место для политических дискуссий». Но доклад, по мнению думца, интересен тем, что в нем приведены цифры, кто и за что голосовал за все время деятельности Госдумы четвертого созыва. Своего рода документальное свидетельство ликвидации законотворческой деятельности в России.
Комментируя непривычное для слуха название проекта «Демократический аудит», Яковенко сообщил, что «мировой аудит, который измеряет состояние институтов власти и общества 190 стран, существует на протяжении пятнадцати лет и впервые появился в странах Европы».