0
1437
Газета Политика Интернет-версия

09.08.2005 00:00:00

Политический беби-бум

Тэги: молодежь, движения, финансирование, политика


молодежь, движения, финансирование, политика Мария Гайдар уверена, что у власти после оранжевой революции развилась фобия перед молодежными организациями.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Усиливается давление на молодежные организации, возникшие снизу и не являющиеся плодом творчества высоких чиновников. Как стало известно «НГ», оппозиционному движению «Оборона» грозит выселение из помещения, арендованного у коммерческой структуры. А за день до этого другое оппозиционное движение – «Мы!» – не впустили на территорию Московского Кремля, узнав о том, что его члены намерены раздать посетителям музея оранжевые шарики и экземпляры Конституции РФ. Между тем молодежные организации, созданные чиновниками, привечают на самом высоком уровне.

Недавняя встреча Владимира Путина с передовым отрядом «Наших» зафиксировала новую политическую тенденцию. В это же время прошло сообщение и о том, что собственной небольшой армией юных приверженцев обзавелся и московский мэр Юрий Лужков. Стало ясно: статус молодежных организаций резко повысился – они явно стали востребованы в большой политике. Корреспонденты «НГ» попытались выяснить, какими качествами должна обладать будущая элита страны – именно так позиционируют себя патронируемые высокими чиновниками выдвиженцы. Оказалось, что мода распространилась почти на все регионы страны и приобрела вполне определенные черты.

В коридорах власти самого разного уровня с недавних пор снуют чрезвычайно юные и активные карьеристы. Беби-бум в российской политике ознаменовался созданием молодежных движений по принципу сверху вниз.

Мода на все юное и неопытное у губернаторов и городских глав возникла в этом сезоне. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, принимая в июле в Смольном лидеров молодежных общественных движений, так им и сказала: «Нужно, чтобы голос молодежи был слышен не только среди вас, но и на городском уровне. У молодежного движения должно быть запоминающееся название, лидер с харизмой и интересная яркая программа – то, что привлекает молодежь». Питерские молодежные лидеры, чью харизму поставили под сомнение, покидали Смольный в растерянности. На том в городе, славном революционными традициями, пока остановились. Но забота о молодежи станет осязаемой уже в следующем году: в бюджете 2006 года запланировано увеличение расходов на поддержку творческой и научной молодежи почти в два раза – это около пяти миллионов рублей.

Между тем в Казани была сформирована Молодежная палата при Госсовете под строгим оком спикера Фарида Мухаметшина. Помимо палаты-политинкубатора, где доводят до кондиции будущих политиков, у главы Госсовета и одновременно лидера общественно-политического движения «Татарстан – новый век» имеется собственное молодежное отделение. Казанские ребята работают с большим размахом: последний этим летом вояж-семинар на теплоходе случился у них по поводу актуальной темы – выборов в органы местного самоуправления. Назывался семинар «Молодежь и общество».

У мэра Москвы Юрия Лужкова собственная новоиспеченная молодежная организация тоже носит вполне отстраненное название «Гражданская смена». Чиновники пытаются придать ей статус легитимности в среде общественного движения. Но опрошенные «НГ» известные молодежные лидеры в один голос заявили, что ни о какой «Гражданской смене» до сообщений в СМИ не слышали. «Мне кажется, это какие-то сплетни. Заметьте: сам Лужков этой информации не подтвердил», – заявил руководитель движения «Наши» Василий Якеменко. «О «Гражданской смене» мне рассказал корреспондент «Эха Москвы», – сообщил лидер молодежного «Яблока» Илья Яшин.

Очевидно, что чиновники создают молодежные движения про запас, в ожидании избирательных кампаний. И дело не в моде, считает содиректор Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» Александр Тарасов: «В политике деньги на моду не выбрасываются. Чиновники просто копируют знакомый нам опыт создания таких структур по типу «Наших». Вдруг выяснилось, что это можно – вас за это не накажут. Можно создать некую подконтрольную структуру, которая будет выполнять твои задания и при этом формально числиться общественной организацией. Заметьте: не бюрократической, а это в значительной степени развязывает руки, как и всякая самодеятельность».

В том, что российский чиновник намерен использовать молодежь по полной программе, уверена и лидер молодежного позитивного движения «Да!» Мария Гайдар: «У власти после оранжевой революции на Украине развилась некая фобия. Они невероятно боятся молодежных движений снизу, видят во всем большую потенциальную угрозу и пытаются, таким образом, обуздать процесс. К тому же есть возможность использовать усилия юных активистов практически бесплатно, например проводить митинги и пикеты против оппонентов». С лидером движения «Да!» согласен Александр Тарасов: «Мало ли что может случиться. Завтра будут выборы, и нужно демонстрировать стихийную массовую поддержку. А когда народная поддержка исходит не от пенсионеров, а от молодежи, она всегда вызывает впечатление жизнеспособности того или иного политика, его курса, его идей».

Между тем курс омоложения российской, а значит, как правило, пожилой бюрократии требует значительных денежных затрат. Не случайно петербургский губернатор Валентина Матвиенко предусмотрительно повысила вдвое на грядущий предвыборный год финансирование «научной и творческой» молодежи. «Те движения, которые рождены по указанию начальства, существуют, пока начальство их поддерживает и финансирует», – говорит Александр Тарасов. А по мнению директора Института политических исследований Сергея Маркова, подобные организации становятся обладателями не только финансовых ресурсов, но и административных, политических, медийных: «Много ли общественных молодежных движений может похвастаться тем, что они встречаются с Путиным, который не просто президент: он, между прочим, является одним из феноменов массовой культуры и в какой-то мере секс-символом. Сравним, во всяком случае, со Шварценеггером в России. Это очень привлекательно для молодежи».

Поскольку такая организация располагает административными полномочиями, ей значительно удобнее создать, допустим, региональную сеть отделений в сравнении со стихийными общественными движениями, возникшими снизу. Впрочем, как считает эксперт Александр Тарасов, если, к примеру, Лужков вдруг будет создавать местные отделения на территории всей страны, то наверняка «Кремль даст ему по рукам»: «А если это будет только в пределах Москвы или только Иркутска, вполне можно поиграться». «Думаю, Лужков проводит эту работу по согласованию с администрацией президента, – конкретизирует ситуацию политолог Сергей Марков.

Создание молодежной общественной организации административным путем налагает на создателя непростые обязательства перед вышестоящим руководством. И не случайно известна из бюрократических лишь организация «Наши», опекаемая высшим руководством страны. «Я вообще не вижу никакого движения всерьез, о создании которых можно говорить, кроме «Наших», – считает лидер «нашистов» Василий Якеменко. Яркий пример тому – «Идущие вместе», которые благополучно почили вследствие потери интереса к ним госчиновников.

Впрочем, нынешний бутафорский характер этих организаций не помешает чиновникам попытаться использовать их в очередной кампании. Наиболее эффективными среди молодежных группировок могут оказаться те, что будут брошены в бой за места в региональных собраниях, которые по новому законодательству и определят – по рекомендации президента – фигуру будущего губернатора.

Общественные молодежные движения, возникшие «снизу»

«Оборона» – коалиция демократических, правозащитных, экологических и других молодежных и студенческих организаций, а также частных лиц. Лидер Илья Яшин.

«Да!» – демократическая ассоциация студентов и молодежи, нацеленных на построение гражданского общества. Лидер Мария Гайдар.

«Идущие без Путина» – оппозиционное движение, основанное петербургскими студентами в противовес движению «Идущие вместе». Лидер Михаил Обозов.

Авангард красной молодежи – коммунистическое движение. Лидер Сергей Удальцов.

«Студенческое сопротивление» – петербургское движение, объединившее правые и левые оппозиционные организации города.

Молодежный левый фронт – коалиция социалистических и коммунистических организаций. Лидер Илья Пономарев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд не рекомендует завышенные компенсации

Верховный суд не рекомендует завышенные компенсации

Екатерина Трифонова

Госказну защитят от претензий отдельных граждан в интересах всей страны

0
1651
Народному референдуму КПРФ начали препятствовать

Народному референдуму КПРФ начали препятствовать

Дарья Гармоненко

Попытка использовать госТВ для пропаганды уличных акций вызывает реакцию властей

0
1781
Инициатива поднять предельный возраст для молодежи в России с 35 до 40 лет встретила одобрительное отношение у 36% россиян

Инициатива поднять предельный возраст для молодежи в России с 35 до 40 лет встретила одобрительное отношение у 36% россиян

0
1257
Московские мусульмане уступили петербургским единоверцам

Московские мусульмане уступили петербургским единоверцам

Андрей Мельников

В Северной столице Ураза-байрам собрал большее число прихожан

0
1782

Другие новости