0
1761
Газета Политика Интернет-версия

21.07.2005 00:00:00

Власть имущие под пером и на сцене

Тэги: проханов, книга


проханов, книга Белковский+Павловский = Политолог.
Коллаж Екатерины Саратовой

Скоро на книжных прилавках появится новый роман Александра Проханова. Называется роман злободневно – «Политолог». И на этот раз его сюжет крайне приближен к событиям новейшей истории.

В прицеле – последние годы и свежайшие темы: выборы Госдумы и президента, арест Ходорковского и последующий суд, трагедия Беслана. Как сообщил сам Александр Андреевич, «центральная фигура романа – политолог Михаил Львович Стрижайло. Он предприимчив, изобретателен, безумно активен, полон энергии. Этот креативный человек, оперирующий самыми разными общественными пластами, использует разнообразные методы для достижения цели: и физическую расправу, и магические колдовские приемы. Хотя образ и собирательный, но на создание Стрижайло меня вдохновил мой друг политолог Станислав Белковский», – признался Проханов.

По словам писателя, г-н Стрижайло находится в постоянном контакте со зловещим Патрушковым, в котором, конечно, проглядывают некоторые черты директора ФСБ, но литературный персонаж – масштабнее и фееричнее. Патрушков замыслил переломить ход человеческой истории, поменять привычные культурные коды, отбросить в небытие «христианскую тупиковую мораль». В финале произведения, по замыслу демона Патрушкова, происходит грандиозная провокация – «кровавая встряска», в которой угадывается Беслан. Политологу Стрижайло в этой бойне отведена ключевая роль. Опомнившись и ужаснувшись бойне, некогда коварный политолог преображается, раскаивается и посылает куда подальше «темного господина». После чего мстительный Патрушков закатывает Стрижайло в мусорную свалку. И там, среди объедков, презервативов, пожелтевших газет, распадаясь на атомы, умирая, Михаил Львович оживает для новой жизни и попадает в Русский Рай.

Сам политолог Станислав Белковский был удивлен, узнав о романе Проханова и что, возможно, послужил прототипом. Однако признался, что «давно собирался написать роман о Проханове, и, видимо, он решил меня опередить. Мой Проханов – персона неоднозначная, к нему будет историческая претензия. Великий учитель так и не стал великим вождем. В 92-м году он мог возглавить КПРФ, и, возглавь, в 96-м история России сложилась бы по-другому. Если бы Проханов был кандидатом в президенты вместо Зюганова, эпоха Ельцина закончилась бы 9 лет назад», – подытожил Белковский.

Кстати, по поводу прототипа политолога есть и другие мнения. Так, давний друг Проханова главный редактор газеты «День литературы» Владимир Бондаренко, оценивающий новую вещь, как «фантасмагорическое босхиниановское полотно», полагает, что в образе Стрижайло отразился не только Белковский, но и другие технологи от политики, в частности, Глеб Павловский, да и сам Проханов.

«Я не читаю романов Проханова, – прокомментировал Глеб Павловский, – потому что хорошо к нему отношусь и не хочу портить впечатление. Считаю его выдающимся политическим лириком. Он хорош в малой форме газетных передовиц».

Что касается других видов искусства, то кино снимать, кажется, пока побаиваются, а вот на театре кое-что ставят. Встретить в театре Путина Владимира Владимировича, президента РФ, почти невозможно. Но – если принять во внимание малость имеющихся возможностей – проще встретить его в зале в качестве зрителя, нежели на сцене в качестве героя того или иного спектакля. Как зритель за последние годы он побывал во МХТ имени Чехова, в «Сатириконе», в «Современнике», в Большом. Был и в Ярославском драмтеатре – правда, не на спектакле, а на репетиции. Однако на президенте свет клином не сошелся.

И зрители, и критики обнаруживают в том или ином персонаже намек на других действующих лиц нашей политики. Например, кое-где появляется образ Ходорковского. Так было со спектаклем МХТ имени Чехова «Доходное место», – цивилизованный олигарх в исполнении Олега Табакова как бы оправдывал и наших родных миллионщиков. Весьма прозрачно прочитывается судьба Ходорковского и в новом спектакле Юрия Любимова в Театре на Таганке «Суф(ф)ле».

Ельцина, Горбачева – случалось, пародировали, даже выводили на сцену, причем даже и иностранцы, гастролировавшие в России. В недавней премьере Большого, «Детях Розенталя», звучат голоса почти всех первых руководителей СССР, но, добравшись до Ельцина, театр ставит жирную точку. Путина – реального или метафорического – в нашем театре почти не играют.

Любопытно, что почти нарочитое равнодушие к нынешнему руководителю соседствует и даже входит в очевидное противоречие с настойчивым, демонстративным вниманием театра к Сталину. Его играют в «Современнике», в «Школе современной пьесы», в Академическом театре имени С.Образцова, в Театре на Таганке (в исполнении самого Юрия Любимова).

И тем не менее кое-какие крохи можно найти. В.В.Путин – один из героев спектакля «Трезвый PR», полтора года назад вышедшего в Театре.doc. Сам он на сцене, правда, не появляется, но его имя упомянуто не раз, о нем – речь. Путин – герой пьесы-диалога «Путин.doc», репетиции которой идут в том же самом театре, а отдельные сцены пьесы несколько раз в течение года были представлены в московских клубах в рамках проекта Политического кабаре. Любопытно, что сейчас эту пьесу репетирует третья пара актеров – четверо отказались под самыми разными предлогами, в частности, ссылаясь на русофобию пьесы и ее «заказ» Березовским и Гусинским. Пока премьеру планируют сыграть в сентябре.

И еще: интонации Путина и его манера, скопированная героем недавно вышедшего в МХТ имени Чехова «Лесе», стали едва ли не главным событием спектакля и уж точно – одним из главных впечатлений от этой премьеры. Справедливости ради надо сказать, что спектакль хорош и сам по себе. Но, видно, режиссер почувствовал, сколь велика тоска публики по чему-то по-настоящему злободневному.

 

Произведения в жанре politic-fiction

 

Кто

 Что

О чем

Ирина Борисова

 

«Connie`s stories (Рассказывает Конни)» Книги для школы.На английском языке, для изучающих английский язык

Детские рассказы лабрадора Конни –  о времени, о себе и о хозяине.

Константин Боровой

«Владимир Владимирович. COM»

Анекдоты «про Вована и его друзей». Вован –  «толерантный руководитель», Сеч – «как все», Чич – «сторонник новых модных увлечений».

Лев Гурский 

«Убить президента», «Спасти президента» и др.

Политические детективы. Начальник Службы Безопасности Президента России сообщает Президенту, что на него готовится покушение. Дальше – понятно что.

Юлий  Дубов

«Меньшее зло». Роман

Про то самое «меньшее зло», за которое нас призывают голосовать.

Максим  Кононенко

«Владимир Владимирович тм.»

Анекдоты. Однажды Владимир Владимирович... и так далее, с добрым, мягким юмором и любовью к персонажу.

Юлия  Латынина

«Джаханнам, или До встречи в Аду»

Триллер. Чеченский терроризм – это не происки Бен Ладена, а коррупция, олигархи-приватизаторы, мэры-уголовники, продажные генералы и пр.

Андрей Мальгин

«Советник президента»

Почти документальный роман. Мемуары «про всех», злоба вчерашнего и сегодняшнего дня. Фамилии слегка изменены.

Александр  Проханов

«Господин Гексоген»

Русский роман. Как спецслужбы Москву взрывали.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1267
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
899
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1051
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1061

Другие новости