На прошедшей неделе произошли три знаковых события, которые стоит поставить рядом. В пятницу совет директоров РАО «ЕЭС» утвердил на посту президента компании Анатолия Чубайса, а всех членов его команды, включая Александра Волошина, в совет директоров. Одновременно РАО «ЕЭС» предприняло недружественные шаги в адрес Украины: Анатолий Чубайс отказался покупать ее электроэнергию по мировым ценам. И практически в те же дни было объявлено, что энергетическая компания продает свой главный медийный актив – REN TV. Из рук признанного лидера либералов канал перешел в распоряжение доверенного лица Владимира Путина – председателя совета директоров ОАО «Северсталь» Алексея Мордашова.
Передача 70-процентного пакета акций REN TV вряд ли случайно совпала по времени с пятничным заседанием РАО. Можно предположить, что канал стал очередной жертвой бесконечной череды разменов, предпринятых Чубайсом в последние годы, чтобы любой ценой сохранить свой нынешний пост.
Можно вспомнить, что когда-то подобного рода уступки выглядели мелкими и незначительными. Это были даже не поступки, а просто заявления, которые вроде бы ни к чему не обязывали. Хотя они никак не вязались с обликом либерала-оппозиционера и ставили в тупик его приверженцев. Конечно, в устах Чубайса диковато звучала фраза о «возрождающейся в Чечне армии». И весьма сомнительным казался тезис о «либеральном империализме». Это насчет того, что якобы процессу модернизации России ни в коей мере не противоречит строгость и даже жесткость в отношении ее ближайших соседей – коллег по СНГ.
Это были тогда всего лишь декларации, и сторонники Чубайса на них не зацикливались. Все, что не укладывалось в схему, быстро забывалось публикой и уходило из лексикона вождя либералов. Сегодня ситуация изменилась. Еще два года назад Анатолий Чубайс первым призвал бизнес-элиту страны вступиться за опального Михаила Ходорковского. Сегодня люди в его ближайшем окружении рассуждают более «взвешенно»: мол, конечно, сидельца жалко, но ведь и налоги платить надо...
Цена уступок становится все более высокой. Сложенные вместе, поставленные в один инвалидный ряд, они приобретают другое качество, непоправимо разрушая правое движение.
Думается, дело все-таки не в особом упрямстве Явлинского и не в его патологической недоговороспособности. Если бы фактический лидер СПС действительно искал способ объединения демократической оппозиции, он бы его нашел. Просто как талантливый менеджер, способный технически решить любую проблему подобного рода. И тогда ему не пришлось бы прятаться за декоративную фигуру Никиты Белых. На днях, участвуя в собрании демократической оппозиции и подписав общего характера очередное либеральное воззвание, нынешний официальный лидер СПС похвалился, проговорившись прямо-таки по Фрейду: он, мол, сделал это, не спрашивая Чубайса. Собственно, присутствующие и так не сомневались, кто в доме хозяин.
Куратор СПС, безусловно, нашел бы универсальную формулу объединения демократов. С ним и сегодня считаются признанные лидеры правого дела, такие, как Немцов, Хакамада и Рыжков. Он до сих пор – признанный моральный авторитет. Да и на Западе он сохраняет соответствующий имидж. Приходится признать: чем более мощным выглядит авторитет Анатолия Чубайса в правом лагере, тем сильнее разрушительный эффект его нынешнего соглашательства. Чубайс не только не хочет объединения. Он планомерно уничтожает его предпосылки. И делает это вполне осознанно. В качестве платы за тот пост, который ныне занимает.
Просто сегодня он произвел еще один платеж. На этот раз – телеканалом. Отдан последний медиаресурс, которым оппозиция могла бы воспользоваться в преддверии следующих выборов. Заметим: REN TV и раньше не был суперлиберальным. К революции он не призывал. Однако программы его были нейтральны по меньшей мере и выгодно отличались в этом плане от передач не только первой и второй кнопок, но и НТВ. Во всяком случае, на REN TV не было запрещенных тем. Теперь они, вероятно, появятся.
Мог ли Чубайс поступить иначе – не продавать, к примеру, канал? Наверное, нет. Ясно только, что сделал он это не от бедности и нехватки средств на ремонт подстанции в Чагино. Тогда возникает вопрос: какого качества и толщины досье компромата на руках у тех, кто ведет с ним торг?
Судить об этом трудно. Однако вспомним опять-таки события последних дней: в четверг, аккурат накануне решающего совета директоров, добровольно ушел в отставку финансовый директор РАО «ЕЭС России» Дмитрий Журба. Взял отпуск по уходу за детьми до трех лет. Объяснил, прощаясь, что не хочет «участвовать в похоронах РАО», где «усиливается влияние людей, которые пришли из чиновничьего аппарата». И таким образом косвенно подтвердил слухи, рожденные энергетическим кризисом: грядет решительная проверка финансовых механизмов компании. Именно этой проверки, похоже, и не стал дожидаться Журба.
Состоявшееся через сутки назначение Чубайса демонстрирует – решение наверху принято. Главному фигуранту грехи отпущены. Платеж прошел. На финансовые шалости компании и дальше будут смотреть сквозь пальцы – лишь бы главный энергетик сохранял лояльность. И он ее сохраняет. Такой вот дорогой ценой.