Верховный суд вчера признал абсолютно законным решение Центризбиркома, отказавшего коммунистам в проведении референдума по 15 из 17 предложенных вопросов. Это не стало неожиданностью для представителей инициативной группы, в течение всего процесса твердивших о порочной практике сворачивания народовластия. «Судебный процесс подтвердил, что референдум в нашей стране невозможен, – заявил журналистам первый секретарь столичного горкома КПРФ Владимир Улас. – Любой вопрос можно подвести под запрет изменения финансовых обязательств государства. При такой расширительной трактовке закона обречен любой вопрос, кроме того, в котором заинтересована сама власть».
По словам главы юридической службы партии Вадима Соловьева, решение Верховного суда будет обжаловано в кассационном порядке, а затем скорее всего и в Страсбурге. Впрочем, судя по всему, с дальнейшим планом действий коммунисты пока не полностью определились. Они все-таки рассчитывали отстоять в суде несколько вопросов и параллельно с продолжением тяжбы начать подготовку к референдуму, пусть даже в усеченной форме. Однако двух разрешенных ЦИКом вопросов – о сохранении отсрочек от армии и выборов по одномандатным округам для старта общенациональной кампании, ставящей задачей смену социального курса, – явно недостаточно.
«Тем не менее мы намерены вынести все 17 вопросов на всенародное обсуждение, это будет народный референдум, – заявил Соловьев. – Над процедурой и механизмом сейчас думаем». По его словам, получив решение кассационной инстанции, коммунисты обжалуют в Конституционном суде также сам Закон «О референдуме», выставивший непреодолимые препятствия на пути плебисцита. Напомним, уверенность в том, что закон противоречит если не букве, то смыслу Конституции, высказала в ходе судебного заседания секретарь ЦИКа Ольга Застрожная. Впрочем, коммунисты по-прежнему убеждены, что закон не лучше и не хуже тех, что «пекут каждый день в Госдуме», просто его применение подчиняется политической целесообразности.
Кстати, руководство КПРФ решающий день заседания проигнорировало: лидер партии Геннадий Зюганов, честно принимавший участие в процессе и отсидевший не один день на отведенной для участников скамье, в суд не приехал, как и его зампред Иван Мельников. Да и в зале народа заметно поубавилось. «Почему вы так мало про референдум показываете? – спрашивала у изрядно поредевших к четвертому дню процесса тележурналистов коммунист и депутат Любовь Швец. – Ходорковского, наверное, уже тошнит от ваших комментариев. А здесь ведь речь идет о правах народа!» – «Да я, если честно, даже не знаю, о чем референдум», – признался оператор REN-TV, чем вызвал искреннее потрясение депутата и коммуниста.