Евгений Адамов отвергает претензии США, а Россия отстраняется от него самого.
Фото 'Коммерсантъ'
Возможно, уже сегодня станет известно, даст ли согласие на ускоренную экстрадицию бывший министр по ядерной энергии Евгений Адамов, задержанный в Швейцарии по поручению американских властей. Об этом корреспонденту «НГ» сообщил адвокат экс-министра Тимофей Гриднев.
Несмотря на сообщения о том, что Адамов якобы категорически отказался от экстрадиции, назвав необоснованными обвинения в хищении им 9 млрд. долл., выделенных США как помощь России в утилизации ядерных отходов, адвокат Тимофей Гриднев считает, что окончательное решение его подзащитный примет только после консультаций с американским адвокатом Ленни Брюером. «Он должен был прибыть в Берн во вторник вечером либо в среду утром, – сказал корреспонденту «НГ» адвокат Гриднев. – Американские юристы, которые представляют интересы Адамова, досконально знают дело, ситуацию, и, разумеется, мой подзащитный будет учитывать их мнение».
═
Дело только Швейцарии и США
═
Что будет советовать Адамову Ленни Брюер, пока неизвестно, но согласие на экстрадицию не исключается. Не исключают такого поворота событий и власти Швейцарии. В интервью «НГ» пресс-секретарь Федерального министерства юстиции Швейцарии Фолько Галли заявил: «Адамов по-прежнему находится под арестом. У него все еще есть возможность согласиться на упрощенную процедуру экстрадиции или же отказаться от этого варианта. В последнем случае мы ожидаем формальный запрос об экстрадиции Адамова из США. На данный момент документов от американцев мы пока не получили. Хотя очевидно, что, если нам был направлен ордер на арест с целью экстрадиции Адамова, далее (в случае произведения этого ареста) должен последовать формальный запрос об экстрадиции. На предоставление Швейцарии необходимых документов у американцев есть 40 дней. Но этот срок может быть при необходимости продлен до 60 дней».
На вопрос «НГ», затребовала ли швейцарская сторона информацию по делу Адамова у России, Галли ответил отрицательно. «Данное дело касается только Швейцарии и США», – пояснил пресс-секретарь. Галли опроверг распространенные некоторыми СМИ сообщения о том, что швейцарское правосудие намеренно заманило Адамова в ловушку: «Мы Адамова к себе не звали. В то же время мы обязаны арестовывать человека, который разыскивается, поскольку у нас с Соединенными Штатами действует соответствующее двустороннее соглашение. Оно предусматривает обязательство осуществлять экстрадицию в случае выполнения надлежащих условий. Не могу поделиться с вами подробностями тех обстоятельств, которые привели к аресту Адамова, но определенно это не было «ловушкой».
Тимофей Гриднев не стал комментировать версию о том, что арест Евгения Адамова – совместная операция американских и швейцарских спецслужб, которые выманили его подзащитного в Берн, заморозив банковские счета дочери российского экс-министра. «Я не посвящен в тайны спецслужб названных государств и никаких аналитических умозаключений, не имея на то достаточных оснований, делать не могу, – сказал наш собеседник. – Могу лишь сказать, что Адамов прибыл в Берн из России. Это была плановая рабочая командировка от Научно-исследовательского института энерготехники (НИКИЭТ). Решив служебные дела, он также встретился с дочерью».
═
Неожиданный поворот событий
═
Бывший министр по атомной энергии РФ Евгений Адамов был задержан швейцарскими властями 2 мая в Берне в связи с запросом американской прокураторы о его аресте в связи выдвинутыми против экс-министра уголовными обвинениями. Согласно тексту обвинительного заключения, преданного гласности в Питсбурге (штат Пенсильвания) от имени так называемого Федерального «большого жюри» (судебная инстанция) округа Западной Пенсильвании, Евгений Адамов и его партнер, проживающий в США Марк Каушанский, обвиняются в сговоре с целью присвоения мошенническим путем денежных средств США, в сговоре по перемещению украденных средств и ценных бумаг, отмывании денег и уклонении от уплаты налога. По этим обвинениям Адамову грозят до 60 лет тюрьмы и штраф до 1,75 млн. долл.
Федеральный прокурор Мэри Бет Бьюкенен сообщила на пресс-конференции в Питсбурге 5 мая, что Адамов и Каушанский использовали для осуществления указанных преступлений основанные ими компании, в том числе базирующуюся в Питсбурге «Энерго Пул Инк.» и «Омека Лтд.».
По утверждению прокуратуры, присвоенные средства были выделены России Министерством энергетики США в рамках программ взаимодействия в области обеспечения ядерной безопасности. Адамов и Каушанский якобы перевели более 15 млн. долл. на счета указанных компаний, а также фирм во Франции и в Монако. Из них около 9 млн. долл. будто бы пошли на личные нужды подозреваемых.
Как утверждает адвокат Тимофей Гриднев, Евгений Адамов знал, что правоохранительные органы США ведут расследование, связанное с контрактами НИКИЭТ и американскими компаниями. «Я знаю, что Адамов готовился к тому, чтобы представить американской стороне исчерпывающие доказательства своей невиновности», – сказал Гриднев. Примечательно, что, пока велось расследование, Адамов неоднократно выезжал за рубеж во многие страны и у него никогда не возникало проблем. «Вылетая в Берн, он, разумеется, не ожидал такого поворота событий, – рассказал адвокат. – Вначале ничего не предвещало неприятностей: он спокойно проработал в Берне около недели».
═
Линия защиты
═
Главный адвокат Адамова Ленни Брюер, партнер в вашингтонской юридической фирме Covington & Burling, назвал обвинения против его подзащитного необоснованными и абсолютно фальшивыми. По словам Брюера, Адамов действительно держал деньги на своих счетах и никогда не отрицал этого факта. Эти средства, утверждает адвокат, были затем использованы по назначению – для выплаты зарплаты ученым и главам совместных американо-российских проектов в области ядерной безопасности, а также для приобретения необходимого оборудования.
Брюер подчеркивает, что задержание Адамова было проведено не по правилам. В частности, экс-министр был информирован о своих правах лишь 4 мая вечером. Адвокат подчеркивает, что многое теперь зависит от позиции, которую займет правительство РФ, так как Адамов был высокопоставленным российским официальным лицом и имел доступ к секретной оборонной информации.
Такой же линии, что и Брюер, придерживается защитник второго обвиняемого, Марка Каушанского – адвокат Фред Тиманн. По его словам, помещение средств на счет за рубежом было в то время широко распространенной практикой. Это делалось для того, чтобы сохранить их в обстановке банковских банкротств и стремительной инфляции в России. «У нас есть доказательства, что деньги затем поступили в Россию», – заявляет Тиманн.
═
Сдача в День Победы
═
Вчера также стало известно, что проходящий по тому же делу Марк Каушанский до предъявления обвинения оставлен на свободе под залог в 100 тыс. долл.
Бизнес-партнер Адамова предстал перед судебными властями в Питсбурге 9 мая. Затем его выпустили под залог в 100 тыс. долл. до официального привлечения его к суду, которое, как предполагают, состоится на будущей неделе. По сообщениям американской печати, 53-летний Каушанский, эмигрант с Украины, познакомился с Адамовым, когда работал в корпорации «Вестингауз электрик» и был переводчиком прибывающих в США делегаций.
Не собирается ли защита Евгения Адамова также ставить вопрос об изменении ему меры пресечения? «Если мой подзащитный даст согласие на экстрадицию, вопрос освобождения под залог теряет смысл», – считает российский адвокат экс-министра Тимофей Гриднев. Если же Адамов подтвердит свой отказ, то ходатайствовать об освобождении его из-под стражи, по мнению адвоката, вряд ли имеет смысл: «Шансы на освобождение под залог фактически нулевые в связи с тем, что Адамов не является гражданином Швейцарии».
Россия пока свою позицию по делу Адамова обозначила невнятно. «Наше государство отнеслось крайне формально, – считает адвокат Тимофей Гриднев. – Насколько я знаю, в минувшую пятницу Адамова посетил посол России в Швейцарии. Он ознакомился с условиями содержания Адамова, поинтересовался, как относится тот к аресту, на что Евгений Олегович ответил, что это полный абсурд. И все. На уровне правительства, президента – никакой реакции».
═
Дело Павла Бородина
═
18 января 2001 года в нью-йоркском международном аэропорту имени Кеннеди был задержан госсекретарь союза России и Белоруссии, бывший управляющий делами администрации президента РФ Павел Бородин. Задержание высокопоставленного российского чиновника, прибывшего в США на инаугурацию нового президента Джорджа Буша, было произведено по поручению швейцарской прокуратуры в рамках расследования деятельности швейцарской строительной фирмы «Мабетекс» (Генпрокуратура РФ закрыла это дело в декабре 2000 года за отсутствием состава преступления).
По заявлению швейцарских судебных властей, фирма «Мабетекс», а также компания «Мерката» передавали миллионы долларов в качестве взяток представителям российских властей за выгодные контракты, в частности контракт на реставрацию Кремля. При этом платежи компании «Мерката», сумма подрядов которой составила 500 млн. долл., по данным следствия, проходили через счета офшорных компаний, принадлежащих Павлу Бородину. В июле 1999 года швейцарские власти выдали международный ордер на арест российского чиновника по подозрению в отмывании денег, однако Бородин остался на свободе, поскольку между Россией и Швейцарией нет договора о выдаче преступников.
Арест Павла Бородина вызвал крайне негативную реакцию в Минске. Уже утром, 19 января, со специальным заявлением выступил белорусский президент Александр Лукашенко. Он назвал арест Бородина «крайне недружественным шагом администрации США по отношению и к России, и к Белоруссии, и особенно к союзному государству» и потребовал от руководства США принять меры к его «немедленному освобождению и возвращению на родину».
Посольство РФ в Берне, в свою очередь, направило в швейцарский Федеральный департамент иностранных дел официальную ноту МИД РФ, в которой заявлялось, что российская сторона готова предоставить гарантии того, что Павел Бородин предстанет перед следственными органами Швейцарии и даст необходимые показания. В ходе передачи ноты была также высказана просьба аннулировать международный ордер на задержание Павла Бородина и запрос на его выдачу из США в Швейцарию. Однако прокурор Женевы Бернард Бертосса отверг это предложение.
2 апреля 2001 года на заседании Федерального суда Нью-Йорка, который должен был рассмотреть вопрос о выдаче Бородина Швейцарии, тот добровольно отказался от проведения судебных слушаний по данному вопросу и выразил согласие на экстрадицию. Спустя пять дней госсекретарь Союза России и Белоруссии был доставлен из США в швейцарскую тюрьму Champ Dollon, откуда по решению обвинительной палаты Женевы он был освобожден 12 апреля под залог в 5 млн. швейцарских франков (около 3 млн. долл.) наличными.
5 марта 2002 года прокуратура Швейцарии прекратила дело в отношении Павла Бородина, наложив на него штраф в размере 300 тысяч швейцарских франков.
═
Катарское дело
═
23 декабря 2004 года в Москву спецрейсом вернулись двое сотрудников российских спецслужб, которые были осуждены в Катаре за убийство лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева. В аэропорту «Внуково» «катарских узников» встречал секретарь Совбеза Игорь Иванов.
13 февраля 2004 года в столице Катара был взорван идеолог чеченских боевиков Зелимхан Яндарбиев. А 19 февраля на посольской вилле в Дохе местной контрразведкой были арестованы трое россиян. Катарский суд обвинил их в совершении теракта против Яндарбиева. Один из задержанных, первый секретарь посольства РФ в Катаре, обладавший дипломатической неприкосновенностью, был отпущен и в марте вернулся в Россию. Двух других россиян суд первой инстанции в Дохе приговорил 30 июня к пожизненному тюремному заключению.
МИД РФ неоднократно заявлял о невиновности российских граждан, требовал их освобождения и возвращения на родину. Летом удалось достичь договоренности о том, что россиян перевезут в Москву, – ради этого в Катаре была даже принята новая редакция уголовного кодекса, позволяющая передавать заключенных на родину. Уговаривать катарцев в Доху не раз летал секретарь Совбеза РФ Игорь Иванов.
═
Дело Павла Лазаренко
═
4 июня 2004 года в США завершился процесс по делу бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко. Присяжные в суде города Сан-Франциско единогласно признали его виновным по всем 29 пунктам. Лазаренко, занимавший пост главы украинского правительства в 1996–1997 гг., обвинялся в США в отмывании 114 млн. долл. через банки в Сан-Франциско, а также в мошенничестве и вымогательстве. В ожидании судебного процесса Лазаренко провел за решеткой более четырех лет, а в июне 2003 г. был выпущен на свободу под залог в 65 млн. долл.
В Швейцарии Лазаренко также признан виновным в отмывании денег и приговорен Женевским судом к 18 месяцам условного тюремного заключения.
На Украине против Лазаренко выдвинуты обвинения в финансовых махинациях и ряде других преступлений. В частности, Генпрокуратура Украины назвала его заказчиком убийств народных депутатов Евгения Щербаня и Вадима Гетьмана.