Вчера в Москве бурно обсуждалась фраза президента Путина о том, что израильским самолетам станет сложнее летать над дворцом сирийского президента. Некоторые по определению уверены, что высказывание главы государства никак не скажется на предстоящем 28–29 апреля визите Путина в Израиль. И только представители еврейской общины проявляют озабоченность случившимся.
Михаил Маргелов, председатель комитета по международным делам Совета Федерации, в этот момент находился в Израиле и по просьбе «НГ» прокомментировал случившееся следующим образом: «Никакой «бомбы» под визитом президента РФ не будет. Как выразился мой израильский коллега: есть семейное недопонимание между российской и израильской сторонами». Безусловно, заметил сенатор, поставка ракетно-зенитных установок в Сирию, как и сотрудничество России с Ираном в сфере атомной энергетики, волнуют Израиль. Все эти вопросы, заверил Маргелов, обязательно будут включены в повестку дня – однако обе стороны понимают важность предстоящего визита: это первый приезд российского главы в Страну обетованную. «Такого не случалось ни во времена царской России, ни во времена Советского Союза», – напомнил парламентарий.
Коллега Маргелова по верхней палате, председатель комитета по обороне Виктор Озеров, в разговоре с корреспондентом «НГ» выразил уверенность, что визит не будет отменен: «Возможно, поставка ракетно-зенитных установок в Сирию станет одной из тем переговоров. Но я думаю, что президент нашего государства найдет что сказать руководству Израиля». Возможное беспокойство принимающей стороны сенатор явно готов расценить как недопустимое давление на российского президента: «Мы же не диктуем ни Израилю, ни США, в каких объемах им торговать. Есть государства, куда по решению ООН запрещена поставка вооружения и военной техники, и мы эти обязательства выполняем. А то, с кем нам торговать и в каких объемах, это решает наше государство, исходя из принципа целесообразности, приоритетности и выгоды для тех предприятий, которые производят и поставляют военную технику на мировой рынок».
Его мнение разделяет и Евгений Сатановский, президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока, в разговоре с корреспондентом «НГ» сравнивший президента с известным библейским персонажем. «На отношения с Израилем это повлияет точно так же, как поставки американцами вооружений Саудовской Аравии, то есть попросту никак. В долгосрочной перспективе отношениям с Израилем ничего не грозит. Если уж критике подвергался в свое время Моисей, выведший народ из Египта ровнехонько в Пасху, то это может касаться и любого президента. От этой критики ни холодно, ни жарко никогда не бывает. Поскольку и Моисей евреев все-таки вывел, несмотря на критику, то и Путин скорее всего в Израиль приедет, несмотря на вопросы, задаваемые ему там прессой и политиками».
Лишь Борух Горин, пресс-атташе Федерации еврейских общин в России, проявил беспокойство по поводу президентской шутки, хотя и сомневается в том, что пресса адекватно передала слова Путина. Горин считает, что они как минимум не улучшали атмосферы предстоящего визита, «на который возлагаются серьезные надежды по прорыву в отношениях между Россией и Израилем».
Резонансные высказывания президента РФ
23 декабря 2004, Москва
На пресс-конференции с участием российских и иностранных журналистов, отвечая на вопрос относительно новых властей Украины, Владимир Путин заявил: «Единственное, на что мы рассчитываем, что в окружении господина Ющенко не будет людей, которые выстраивают свои политические амбиции на антироссийских, на сионистских лозунгах и так далее». Позднее администрация президента и МИД РФ скорректировали это заявление, указав, что имели в виду не сионистские, а антисемитские лозунги.
5 ноября 2003, Рим
На пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони Владимир Путин заявил: «В ответ на предложение, чтобы российские военнослужащие сейчас приняли участие в операции в Ираке, так и хочется сказать: «Нашли дураков».
9 октября 2003, Екатеринбург
На пресс-конференции по итогам российско-германского саммита, говоря об условиях вступления России в ВТО, Владимир Путин заявил: «Руки у России все крепче и крепче. Их не выкрутить даже таким крепким партнерам, как Евросоюз».
12 ноября 2002, Осло
На пресс-конференции после встречи с канцлером ФРГ, отвечая на вопрос о помощи ЕС в решении чеченской проблемы, Владимир Путин заявил: «Я не хочу сказать, что нам совершенно безразлично ваше мнение и что мы плевать на все хотели. Нет, мы будем прислушиваться к советам... доброжелательным».
12 ноября 2002, Брюссель
На пресс-конференции по итогам саммита Россия–ЕС, отвечая на вопрос журналиста о соблюдении прав человека в Чечне, Владимир Путин ответил: «...Если вы хотите совсем уж стать исламским радикалом и пойти на то, чтобы сделать себе обрезание, то я вас приглашаю в Москву. У нас многоконфессиональная страна, у нас есть специалисты и по этому вопросу, и я рекомендую сделать эту операцию таким образом, чтобы у вас уже больше ничего не выросло».
Реакция США на сотрудничество России и Сирии в области ВТС
Первая реакция Вашингтона на известную сделку России и Сирии последовала 12 января. Официальный представитель Госдепа Ричард Баучер заявил: «Мы против продажи вооружения Сирии, против поставок смертельного военного оборудования государству – спонсору терроризма. Полагаем, что подобные продажи неприемлемы и России наша политика известна... Американское законодательство предусматривает потенциальный ввод санкций (против России. – «НГ»). Но этот вопрос надо будет рассматривать, если и когда такая сделка произойдет». 13 января Баучер отметил, что американцы попросили проводившего переговоры в Вашингтоне в те дни министра обороны РФ Сергея Иванова «с осторожностью» подходить к торговле с такими странами, как Сирия.
6 февраля госсекретарь Кондолиза Райс заявила: «Мы дали четко понять российскому руководству, что, на наш взгляд, продавать (вооружение. – «НГ») Сирии – это ошибка, которая может послужить дестабилизации».
18 февраля советник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли сказал: «У нас есть некоторая обеспокоенность в связи с сообщениями о продаже Россией Сирии ракетных систем класса «земля-воздух»... Сирия продолжает оставаться в списке государств – спонсоров терроризма». Хэдли подчеркнул, что российскому руководству американская позиция была донесена: «Мы надеемся и уверены, что русские примут это во внимание».