Государственная Дума получила от президента РФ проект Закона «О государственной службе российского казачества». Суть его в том, что казаки должны служить, по возможности, в частях, которым присвоены традиционные казачьи наименования, а также в пограничных войсках и внутренних войсках МВД.
В законе предпринята попытка определить, кто же такие казаки. Решено, что российское казачество – это граждане РФ, состоящие в казачьих обществах.
Сами общества представляют собой «добровольное объединение граждан в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, включенное в государственный реестр казачьих обществ и члены которого в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы». Именно на таком не слишком четком определении и построен весь законопроект. В нем вместе с большим количеством общих слов содержатся и некоторые нормы: например, о том, что казаки проходят и гражданскую, и военную, и правоохранительную службу в соответствии с законами РФ, то есть, другими словами, мало чем отличаются от прочих граждан – неказаков.
Правда, есть оговорка насчет военной службы – казаков направляют «по возможности» в те воинские части, которые имеют традиционные казачьи наименования, а также «в пограничные органы и внутренние войска МВД». Российскому казачеству, кроме того, предполагается разрешить участвовать в военно-патриотическом воспитании и подготовке призывников, помогать властям при ЧП и стихийных бедствиях, в охране общественного порядка и борьбе с терроризмом. Наиболее же интересный и непонятный пункт казачьих прав выглядит так: российское казачество «осуществляет иную деятельность на основе договоров казачьих обществ с органами военного управления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления».
Однако самое важное – порядок принятия официально зарегистрированными казаками на себя обязанностей по госслужбе, ведения госреестра казачьих обществ, установления формы одежды, знаков различий, чинов и удостоверений тем казакам, которые не будут значиться на военной службе, станет определять президент. Финансирование казачества, согласно законопроекту, будут осуществлять федеральный и иные бюджеты. Порядок такого финансирования должно определить правительство РФ. Кстати говоря, от него на законопроект имеется по сути дела разгромное заключение. Правда, написано оно еще в декабре прошлого года, да еще к тому же на августовскую просьбу главы государства. Тем не менее кабинет министров, от лица которого подписался вице-премьер Александр Жуков, ставит под сомнение как раз те немногие нормативные положения законопроекта, которые в нем есть. Правительству не нравится право казаков на «иную деятельность», оно также не может понять, в чем же будет отличие чиновников-казаков от всех прочих госслужащих.
Главная претензия возникла по финансированию. Дело в том, что Бюджетный кодекс запрещает принимать законы, которые предписывают регионам и муниципалитетам, как им можно тратить свои деньги. Правительство также указало, что региональные и местные власти имеют право самостоятельно решать, что они будут финансировать, а что нет. Тем не менее кабинет министров, конечно же, поддержал президентскую инициативу – правда, «с учетом высказанных замечаний». Заметим, что если они будут учтены, от законопроекта не останется вообще ничего существенного.