0
2461
Газета Политика Интернет-версия

18.03.2005 00:00:00

«За этим покушением стоит слабость власти»

Тэги: чубайс, покушение, опрос


чубайс, покушение, опрос Политики едины в одном: преступление тщательно готовилось.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Александр Шохин, председатель наблюдательного совета инвестиционной группы «Ренессанс Капитал»

Это политическое дело. Несмотря на то что Анатолий Чубайс ушел из большой политики и сосредоточился на реформировании РАО «ЕЭС», он все равно является политической фигурой. Причины покушения могут быть самые разные. Есть недовольные процессами в РАО «ЕЭС», есть недовольные его выступлениями, которые могут задевать личные и финансовые интересы конкретных людей. В любом случае понятно, что подготовка шла обстоятельная. Это не просто обиженный прохожий, намерения были не просто попугать. Поскольку Чубайс молод, то его положение позволяет его считать перспективной фигурой в любой сфере деятельности, от политической до финансово-экономической. Сейчас внимание к фигуре Чубайса как возможному символу реформаторства усилится безусловно. Может быть, те же правые силы не будут долго раздумывать, кого им выставить в качестве объединителя. Какие-то аналогии трудно проводить. Хотя факт покушения трудно сравнивать с фактом убийства, тем не менее попытка устранить одного из ведущих политиков и предпринимателей, безусловно, может в политическом плане приравниваться к убийству Старовойтовой. Тут еще надо иметь в виду ситуацию в стране. Нестабильность выражается в актах индивидуального террора – и это определенный упрек правоохранительной системе.

Глеб Павловский, директор Фонда эффективной политики

Я полагаю, что это была осознанная провокационная силовая инсценировка. Надеюсь, что сам Чубайс не имеет к ней отношения. И это не аналог имевшего место лет 10 назад так называемого покушения на Борового, где в итоге выяснилось, что он сам и был заказчиком. Очевидная конструкция того, что происходило, говорит о дерзости людей, которые пытались заведомо нереальным способом напасть на вооруженный кортеж с профессиональной охраной. Обстреливая бронированный автомобиль из автоматов, что бессмысленно. Но скорее о некоем имитационном теракте, цель которого – панические и пропагандистски ангажированные комментарии, которые последуют за этой имитацией. То есть задача была бросить подозрение на власти (поскольку это происходило в повышенно охраняемой зоне, где проходят трассы правительственных и президентских кортежей). На политических противников Чубайса – к сожалению, он сам приложил к этому руку, сообщив, что ему известно, кто это инициировал. Я хочу напомнить, что аналогичные, впоследствии не вполне подтвердившиеся заявления он делал по поводу убийства Маневича в Санкт-Петербурге. По-моему, это преступление как раз и ставило задачу создать нервозность в элите, в административных кругах и в политическом сообществе. Его последствием станет насаждение атмосферы подозрительности, которой, на мой взгляд, у нас и так более чем достаточно.

Борис Березовский, предприниматель

Прежде всего за этим покушением стоит слабость российской власти. Это еще одна демонстрация того, что режим Путина оказался несостоятельным в защите своих граждан.

Причем это касается не только простых граждан, которых сотнями в день насилуют, убивают, избивают, преследуют. Но это, оказывается, касается и высших чиновников, которые вполне лояльны режиму. Чубайс всегда был подчеркнуто абсолютно лоялен Путину. И оказывается, даже своих «партнеров» эта власть не в состоянии уберечь от насилия. Дальше, естественно, возникает вопрос: кто стоит за этим? Здесь я не могу давать никаких комментариев. Это мог быть кто угодно, поскольку Чубайс много лет находится в центре и политической, и экономической жизни страны. И исключать нельзя никого из, скажем так, «числа подозреваемых». Главное, слава богу, что Чубайс остался жив. Хотя подавляющее большинство жителей России его не любит или ненавидит, он – состоявшийся фактор российской истории. И как бы кому-то ни хотелось его выбросить из этой истории, это не получится никогда. Другое дело – как оценивать его роль, Чубайс – фигура неоднозначная. С одной стороны, его заслуга в том, что Россия от централизованной экономики перешла к рыночной, Чубайс был мотором этой перестройки. С другой стороны, Чубайс (особенно в последнее время) – совершенно разрушительная сила для всего демократического спектра. Как ни странно, в экономике он действительно либерал, а в политике – большевик.

Дмитрий Рогозин, депутат ГД РФ, руководитель партии «Родина»

Это не та ситуация, когда над своими заклятыми врагами следует издеваться и злорадствовать. Но по поводу Чубайса могу сказать одно: это не мы. Мы бы не промахнулись.

Борис Немцов, член федерального политсовета СПС

Я считаю, что бизнес-версия мало вероятна просто потому, что Чубайс занимается столь крупными экономическими проблемами. Они касаются крупного бизнеса, а крупный бизнес у нас давно уже исключил такие варварские технологии разбирательства. Чубайс – человек государственный, но для меня совершенно очевидно, что попытка покушения на его жизнь носит политический характер и это не связано с проводящимся реформированием РАО «ЕЭС России». Что касается мотиваций, то у Чубайса огромное количество врагов, и негодяев тоже немало. Аналогий я провести не могу. Многие не стеснялись публично заявлять о расправе над Чубайсом.

Эдуард Лимонов, писатель, лидер НБП

Я не являюсь симпатизантом Чубайса, не разделяю каннибальской политики по отношению к народным массам. Однако этот обстрел – безобразие! Бандитский Чикаго 20-х годов┘ И это чудовищное происшествие под заклинания о якобы стабильности... Задумываюсь о собственной судьбе, ведь у меня немало врагов в среде политических группировок. Добиваться того, чтобы Чубайс покинул РАО «ЕЭС», – вполне естественно, а последний инцидент – недопустимое безобразие.

Сергей Алексашенко, президент Центра развития

У меня есть две версии происшедшего, причем прошу при этом принять во внимание, что я не специалист. Первая – это «псих-одиночка». У нас ведь, как известно, «во всем виноват Чубайс», и в стране фобия и ненависть в этом смысле провоцируется и поощряется. Так что наличие такого психа-одиночки мне кажется вполне возможным. Вторая версия связана со всем, что касается бизнеса и электроэнергетики, потому что в этой сфере затрагиваются большие деньги и интересы. Бизнес-конфликтов в этом смысле у Чубайса хватает. Версию насчет того, что это покушение стало PR-акцией РАО или самого Чубайса, я не считаю нужным рассматривать. Во-первых, это была бы слишком дорогая акция. Во-вторых, я считаю, что человек, который занимается имитацией самоубийства, всегда чем-то рискует... Я бы также не стал искать в этом деле никакую политическую подоплеку, потому что Чубайс уже достаточно однозначно сделал выбор в том, что он занимается бизнесом, а не политикой. На инвестиционный климат страны, мне кажется, повлияет не столько сам факт покушения, сколько скорость, с которой наши правоохранительные органы смогут по этому вопросу что-то заявить. Если окажется, что это очередное нераскрытое преступление, окажется, что наши правоохранительные органы по-прежнему не выполняют те функции, которые должны выполнять. Если же они что-то смогут довольно быстро заявить российскому и иностранному обществу, это сможет как-то улучшить восприятие зарубежными инвесторами России.

Вадим Клейнер, директор по корпоративным исследованиям «Эрмитаж Кэпитал Менеджмент», член комитета по стратегии совета директоров РАО «ЕЭС»

У РАО «ЕЭС» есть приблизительно 300 тысяч акционеров и примерно 140 миллионов потребителей. Мы являемся одним из акционеров, и нас интересует исключительно цена акций компании. Пока, слава богу, она не изменилась. Я не знаю, исключительно ли криминальная эта история, но то, что она окончилась криминально, – это точно, потому что вооруженное нападение было. Трудно сказать, характеризует ли это событие как-то политический климат России. Мы стараемся по возможности избегать политического климата и его обсуждения, хотя, конечно, мы являемся инвестиционным фондом и заинтересованы в благоприятном инвестиционном климате страны. Вообще я хочу сказать, что это событие взволновало меня только как гражданина в том плане, что мы уже привыкли, что такие криминальные разборки ушли в прошлое. С точки же зрения официального лица у меня нет никаких комментариев, в частности потому, что я ничего толком не знаю про случившееся. По этой же причине у меня пока нет никакой информации и о реакции моих западных коллег на покушение – пока нам известно слишком мало подробностей. Было бы лучше всего, если бы эти подробности прозвучали из уст правоохранительных органов, потому что у нас в России зачастую раздувается слишком многое из ничего.

Сергей Васильев, председатель комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению

Трудно сказать, что в этом покушении является определяющим фактором – политика или какая-то криминальная подоплека. По поводу этого сложно гадать, но пока я бы не исключил ни того ни другого. Но очевидно одно: преступление громкое и к нему тщательно готовились.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новая глава для Freedom Finance: международный рост и инновации

Новая глава для Freedom Finance: международный рост и инновации

Галина Грачева

0
715
 КОНЦЕРТ "Вертинский". Александр Домогаров

КОНЦЕРТ "Вертинский". Александр Домогаров

0
1724
 ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

0
1702
 ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

0
1615

Другие новости