0
5081
Газета Политика Интернет-версия

16.03.2005 00:00:00

Школьникам поставили политическую задачу

Тэги: учебники, политика


Процесс политизации учебных текстов затронул технические науки. Задачи, предназначенные участникам 16-й Московской математической олимпиады, явно призваны разъяснить школьникам суть происходящих в стране перемен. Одно из предложенных юным гениям заданий выглядело особенно выразительно: шестиклассников попросили посчитать количество участников акций протеста на острове, где жители выходят на митинг, когда недовольны половиной всех проводимых правительством реформ.

Редакция приводит текст этой задачи полностью. «На острове Невезения с населением 96 человек правительство решило провести пять реформ. Каждой реформой недовольна ровно половина всех граждан. Гражданин выходит на митинг, если он недоволен более чем половиной всех реформ. Какое максимальное число людей правительство может ожидать на митинге? Решение: Пусть х – число людей, вышедших на митинг. Рассмотрим общее число недовольств. С одной стороны, каждой реформой недовольно ровно 48 жителей, а значит, общее число недовольств равно 48 х 5 = 240. С другой стороны, каждый вышедший на митинг недоволен хотя бы тремя реформами. Следовательно, общее число недовольных не меньше, чем 3х. Таким образом, 240 больше или равно 3х, откуда х меньше или равно 80. Итак, искомое число не больше 80».

Заметим: сборник издан под эгидой весьма солидных структур – столичного департамента образования, МГУ, Московского математического общества, Московского института открытого образования и Московского центра непрерывного математического образования.

Несомненно, авторы задачи пытались таким своеобразным способом привлечь внимание общественности к «язвам современности». Однако научные мужи и чиновники, подписавшие брошюру к печати, похоже, не вполне определились в трактовке язв: непонятно, осуждают ли они реформы, с учетом того, что протестуют 80 граждан из 96, или издеваются над митингующими против них чудаками, описание действий которых достойно стать лишь неплохим «гарниром» для математических упражнений.

Насколько уместен сегодня подобный политпросвет? С таким вопросом редакция обратилась в столичный департамент образования, традиционно курирующий мероприятие. Первый заместитель руководителя ведомства Василий Лисин, оставшийся «на хозяйстве» в отсутствие ушедшей в отпуск Любови Кезиной, от личной беседы с корреспондентом «НГ» уклонился, направив его к непосредственному автору сборника – ректору Института открытого образования Алексею Семенову.

Ректор не сомневается в пользе текста об острове. Он напомнил корреспонденту: «еще в советское время встречались в задачах истории, связанные с выборами. И это расширяет кругозор. В том числе и социальный, гражданственный». Впрочем, собеседник «НГ» тут же уверил корреспондента, что «абсолютно никакого отношения» к нашим реформам задача не имеет. Уловив нотку сомнения в ответе журналиста, ректор перешел в наступление: «Вы пытаетесь заниматься «охотой на ведьм» на пустом месте!»

Прояснила ситуацию беседа корреспондента «НГ» с самой составительницей политически острой задачки, студенткой мехмата МГУ Еленой Корицкой. По словам девушки, мысль о том, чтобы облечь математическое упражнение в злободневную форму, пришла ей в голову «поздней ночью во время размышлений о жизни».

Студентку поддерживает директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко: «в этом возрасте дети уже вполне включаются в общественную жизнь», и подобные упражнения помогут им в дальнейшем. Преследований по политическим соображениям Ященко не боится: «Если в 90-м году меня в какие-то парткомы вызывали, то сейчас-то чего?»

Между тем депутат Мосгордумы Евгений Бунимович в беседе с корреспондентом «НГ» скептически отнесся к идее привнесения политики в науку. Прежде всего по соображениям эстетическим: «Математика настолько красива, что не нуждается в подобных финтифлюшках». Бунимович полагает, что насыщение текстов политикой объясняется «комплексами авторов»: низкой зарплатой ученых и педагогов, их невостребованностью. А еще известный политик и педагог считает, что привносить собственные комплексы в науку не стоит.

Кстати, еще в сентябре 2001 года Михаил Касьянов раскритиковал учебники как политически некорректные. Тогда, правда, речь шла об учебниках истории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Марокко: неспешная траектория прогресса

Марокко: неспешная траектория прогресса

Игорь Бочаров

Наиболее активная часть населения здесь молодежь, которая жаждет перемен

0
638
Крупный бизнес инвестирует в обучение сотрудников основам кибербезопасности

Крупный бизнес инвестирует в обучение сотрудников основам кибербезопасности

Анастасия Башкатова

Расходы на повышение квалификации персонала  могут исчисляться десятками миллионов рублей в год

0
838
Порог уплаты налога на добавленную стоимость будет меняться

Порог уплаты налога на добавленную стоимость будет меняться

Ольга Соловьева

Расширяется эксперимент по доступности среднего профессионального образования в РФ

0
1096
Партия Миронова возвращается к обоим своим истокам

Партия Миронова возвращается к обоим своим истокам

Дарья Гармоненко

Эсэры не откажутся от городского электората и усилят воздействие на левых избирателей

0
873

Другие новости