0
1297
Газета Политика Интернет-версия

07.02.2005 00:00:00

Как учимся в школе, так и выбираем

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: россия, образование, pisa, timss


На специальном заседании Российского совета по развитию образования (РОСРО) в Высшей школе экономики были представлены результаты, которые показали российские учащиеся в последних международных образовательных исследованиях: PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, 2003 год) и TIMSS (Мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования). Первое исследование проходит под эгидой Международной организации экономического сотрудничества и развития (OECD), организатор второго – Международная ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA). Главная цель обоих исследований – получение данных для ответа на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

«Мы можем по-разному относиться к этим исследованиям, – заявил ректор Высшей школы экономики, сопредседатель РОСРО Ярослав Кузьминов, – но есть неприятное ощущение, что наше образование неуклонно теряет свои позиции». Небеспочвенное, надо сказать, ощущение.

TIMSS зафиксировало статистически значимое снижение результатов в области математики и естествознания. По состоянию математической грамотности российские учащиеся заняли 29–31-е места среди 40 стран. Более 10% российских учащихся не достигают нижней границы математической грамотности. (Доля таких учащихся в лидирующих странах не превышает 2%.) С момента предыдущего подобного исследования в 1991 году Россию обогнали: Чехия, Польша, Франция, ФРГ, Латвия, Литва, США┘ Бесспорные лидеры – Финляндия, Гонконг, Республика Корея и Япония.

И совсем уж удар ниже пояса для «самой читающей страны» – резкое снижение за последние три года результатов по чтению, зафиксированное в исследовании PISA. Навыками грамотного чтения обладает только 36% 15-летних учащихся России. По сравнению с 2000 годом результаты российских учащихся в области грамотности чтения значительно понизились. (В лидирующих странах общее число учащихся, демонстрирующих грамотность чтения на базовом уровне, составляет от 65% до 80%.)

Еще один показатель, по которому проводилось международное исследование, – компетентность в решении проблем. Почти четвертая часть (23%) российских учащихся не достигает установленной нижней границы по этому показателю – то есть не могут систематически подходить к решению проблемы; создавать собственное решение; понятно и ясно представлять свое решение в словесной или иной форме. (У лидеров этот показатель – 5–10%.) В результате в области компетентности в решении проблем учащиеся России заняли 25–30-е места среди 40 стран.

В общем, по всем основным показателям наши школьники в третьем десятке стран, и заметно их отставание от стран-лидеров. И это на первый взгляд никак не вяжется с данными о научной и студенческой миграции из России. (Например, уже 50% российских математиков уехали за рубеж, а 65% опрошенных студентов, ведущих научную работу, стремятся продолжить научную карьеру за рубежом.) Но это только на первый взгляд.

Фактически отечественная система образования превратилась в некое аутсорсинговое предприятие Запада (условно назовем это так) по отжиманию интеллектуальных «сливок» из человеческого ресурса России. В принципе этот ресурс возобновим (в отличие от нефти и газа). Правда, для этого нужно проводить хоть какую-то осмысленную государственную политику в области образования. Например, реализовывать скандинавскую модель (Норвегия, Швеция), когда совершенно осознанно происходит отказ от строго научного образования ради так называемого проектного подхода. Или, наоборот, выстраивать научную модель образования (Финляндия, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, отчасти – ФРГ, Австрия). Но в любом случае и прежде всего все это требует нормального финансирования системы основного школьного образования. (Кстати, еще в 1983 году в США был принят Закон «О чрезвычайном положении в преподавании математики и естественных наук». В соответствии с этим законодательным актом для улучшения положения в данных областях выделялось 425 млн. долл. в год.)

Дело в целеполагании. Грубо говоря, в Швеции решили, что им нужны грамотные функциональные эксперты, умеющие эффективно обращаться с уже имеющимися массивами информации; азиатские тигры делают ставку на создание этих массивов информации фундаментально подготовленными профессионалами. У нас ничего не решили, кроме удвоения ВВП к 2008 году. Как будто достижение этого показателя способно само по себе обеспечить счастье народное. ВВП – это не цель, а всего лишь индикатор. И декларированное достижение уровня развития нынешних Греции или Португалии нам не грозит, хотя бы по той простой причине, что только чуть больше трети старших школьников в нашей стране обладают необходимыми навыками чтения, а четверть будущих «удвоителей» ВВП некомпетентна в решении проблем, просто даже не может их осознать и грамотно сформулировать. Может, ВВП эти люди и удвоят, но вот каково будет качество этого «удвоения»┘

Впрочем, и это, судя по всему, уже известно. Не случайно Ярослав Кузьминов был чрезвычайно радикален в интерпретации результатов исследований PISA и TIMSS: «Нам можно навязать все что угодно – мы привыкли обучаться, а в результате, выйдя во взрослую жизнь, мы становимся пассивными избирателями».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
476
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2191
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1427
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1062

Другие новости