Вчера Верховный суд вынес вердикт по делу об отмене парламентских выборов. Иск, выдвинутый Центризбиркому недовольными итогами думской кампании оппозиционерами, судья Зайцев постановил «оставить без удовлетворения». Через десять дней появится мотивированное решение по процессу. И в течение следующих десяти дней истцы смогут подать жалобу в Кассационную коллегию ВС. Сами оппозиционеры уверены, что кассацией дело не ограничится и следующим пунктом назначения станет Европейский суд в Страсбурге.
Четверг для участников процесса начался с того, что представителям ЦИКа разрешили подать свои реплики. Этим правом воспользовались только двое из четырех присутствующих коллег Вешнякова. Ирина Гришина была предельно лаконична, и вся ее речь, по сути, свелась к заявлению, что «позиции Центральной избирательной комиссии основаны только на законе и никаких оснований говорить, что что-то рушится, нет». Ее коллега Сергей Большаков подготовился к заседанию более основательно. Свое мнение он не высказывал, а зачитывал по бумажке, что очень веселило адвокатов истцов.
«Что же на самом деле объединило в этом гражданском процессе таких антагонистов, которыми, безусловно, являются заявители?» – вопрошал сам себя Сергей Большаков. И сам же отвечал: «Объединяет их в этом противоестественном союзе общая участь политиков, не получивших в итоге выборов ожидаемого ими количества голосов избирателей». Затем, назвав процесс «политическим спектаклем», Большаков указал на истинные цели оппозиционеров: «привлечь внимание российской и международной общественности к политическим аутсайдерам избирательной кампании 2003 года».
Демократы свои реплики подали еще в среду, поэтому парировать избиркомовцам в зале суда не могли. Зато охотно общались с журналистами. Как рассказал адвокат Вадим Прохоров, из ста заявленных ими свидетелей был допрошен только один, а из трехсот представленных оппозиционерами видеокассет суд просмотрел только одну. В общей сложности, по подсчетам Прохорова, суд ознакомился только с 5% доказательств, собранных истцами. «По сути, нам было отказано в защите», – уверен адвокат. По его словам, «суд не был беспристрастен».
У ЦИКа свой взгляд на проблему. По мнению Большакова, записанные оппозиционерами телесюжеты свидетельствуют только о том, что СМИ «не прекращали работать в обычном режиме во время избирательной кампании».
Вердикт, оглашенный судьей Зайцевым, ни у кого удивления не вызвал. «Чуда не произошло», – заметила адвокат Елена Лукьянова. «Центральная избирательная комиссия выступила, по сути, адвокатом политической партии «Единая Россия», – посетовал Вадим Прохоров. «Но уже большая победа, что мы привлекли к этому серьезное внимание, – опять взяла слово Лукьянова. – Никто не хотел позиционироваться в этом процессе. Не в этом была его цель. Остаются в России люди, которым не безразлична Конституция, не безразлично государство, не безразлично правосудие. И именно поэтому мы будем идти до конца». «До встречи в Страсбурге», – резюмировал Вадим Соловьев, покидая зал суда.