0
1748
Газета Политика Интернет-версия

02.11.2004 00:00:00

«Партии – наш рулевой», или Заметки о построении «партийной вертикали власти»

Олег Маслов

Об авторе: Олег Юрьевич Маслов - директор информационно-аналитического центра "Человеческое измерение".
Александр Васильевич Прудник - старший научный сотрудник нижегородского отдела Института социологии РАН.

Тэги: конституция, ер, партия, выборы, закон


Вписывается ли искусственная партизация России в формат Конституции страны? А если вписывается, то какие именно цели преследуются противоестественным усилением роли партий в жизни российского общества? Председатель думского комитета по законодательству и партстроительству Владимир Плигин не скрывает, что политическое решение в сфере российского партстроительства носит волевой характер: «Нам действительно необходимо искусственное развитие партий». Но одно дело, руководствуясь стремлением быть объективным, занять позицию отстраненного наблюдателя и говорить о том, что «партии и Россия» это все равно что «гений и злодейство», другое дело – объективно оценить эффективность и последствия этой осознанной трансформации политической системы страны. Но вначале несколько слов о «конституционной чистоте» искусственной партизации страны.

Вопрос юридической чистоты очередного политического эксперимента над гражданами России стоит на повестке дня еще до принятия соответствующих законов Государственной Думой. Не является большим секретом, что во многих регионах России местные лидеры «Единой России» искренне стремятся стать «святее Папы Римского» и также избирать высшие законодательные органы субъекта Федерации исключительно по партийным спискам. Именно это обстоятельство вынуждает полностью привести аргументы, с которыми противники искусственной партизации страны планируют обратиться в Конституционный суд.

В п. 2 ст. 55 Конституции РФ говорится о том, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». А правам и свободам человека и гражданина посвящена вся вторая глава Конституции России. С точки зрения добровольных блюстителей Конституции 100-процентное избрание Государственной Думы из представителей российских партий лишает большинство граждан России права быть избранными депутатами Государственной Думы. Статья 32 Конституции РФ регламентирует политические права граждан страны. Так, в п. 2 ст. 32 говорится, что «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в государственные органы власти┘», а п. 3 ст. 32 гласит, что «не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Из вышеизложенного следует, что если гражданин дееспособен и не содержится в местах лишения свободы, то он может избираться в органы государственной власти. Но для того, чтобы избраться в Государственную Думу, после принятия соответствующего решения Государственной Думой гражданин страны обязательно должен быть членом какой-либо партии. А если гражданин России не желает вступать ни в одну из партий? Это право гражданина также закреплено в Конституции. Так, п. 2 ст. 30 Конституции гласит, что «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». А п. 1 ст. 19 Конституции РФ регламентирует, что «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». А лишение граждан России, не состоящих в каких-либо партиях, права быть избранными в Государственную Думу является ограничением прав граждан по социальной принадлежности – беспартийный. Но заметит ли это Конституционный суд? Интересный, однако, вопрос!

Вперед, к российскому «золотому миллиону»!

Для того чтобы понять, какую идеологическую нагрузку несет искусственная партизация страны, достаточно обратиться к математическому моделированию. Государственная Дума уже приняла поправки в соответствующие законы, по которым лишь партии с численностью более 50 000 членов смогут принять участие в выборах в нижнюю палату. Сколько партий теоретически может существовать в России в этом формате? Скорее всего не больше десяти. Из этого следует, что лишь 500 000 из 108 000 000 граждан страны, имеющих право избираться и быть избранными, имеют право быть избранными в Государственную Думу. Остальные граждане страны этого права будут лишены. Таким образом, правом быть избранными в Государственную Думу будут в ближайшее время обладать около 0,5% граждан страны. Пусть даже всех партийцев по России наберется целый миллион, это не дает им права лишать 107 000 000 граждан их прав, закрепленных в Конституции страны. А в условиях, когда в экспертном сообществе уже профессионально фиксируются признаки реализации политического решения о том, что только три «партии власти»: «Единая Россия», «Родина» и ЛДПР – плюс, естественно КПРФ, войдут в новую Государственную Думу, то число граждан, реально способных избраться в ее состав, уменьшится до ничтожно малой величины. Высказывание Дмитрия Рогозина о том, что в ближайшее время в «Родине» будет более 250 000 членов, находится ниже уровня критики. На бумаге число партийцев может достигнуть и миллиона, но на реальную общественно-политическую жизнь в большинстве регионов России это, увы, никак не повлияет.

Может быть, цифра в 500 000 тысяч членов всех «парламентских партий» покажется и заниженной, но любой эксперт, имеющий представление о реальной жизнедеятельности любой партии, в состоянии объективно оценить число партийных функционеров, которые могут быть допущены к принятию важнейших внутрипартийных решений. А их число едва ли превысит 10 000 партийных функционеров на всю страну. Это и есть «верхушка» партийной вертикали власти. Но эта цифра скорее всего завышена, так как большинство партий в России строятся на принципах асоциального моделирования: лидер (вождь, пахан), окружение лидера – наглые и речистые «шестерки», а внизу партийной «пирамиды» – безропотные партийцы, вечно ждущие из Москвы «крошек с барского стола». Таковы контуры будущей «партийной вертикали» власти.

Таким образом, вектор трансформации политической системы страны в аспекте искусственной партизации России позволяет выявить вполне очевидную цель всей трансформации политической системы. Главная цель – формирование в России «золотого миллиона», состоящего из победившей в стране бюрократии и поддерживаемого как всеми силовыми ресурсами государства, так и большинством политически активных граждан страны. Причем партийцам будет отведена скорее всего роль «дымовой завесы». Искусственная партизация страны – это попытка бюрократии заручиться поддержкой большинства политически активных граждан страны в обмен на иллюзорную принадлежность к новой российской элите. Российский «золотой миллион» – это наш вклад в глобальный «золотой миллиард».

Первые шаги в деле построения «партийной вертикали»

Обращает на себя внимание и такой факт, как попытка разрешить очевидную юридическую коллизию с предстоящим массовым нарушением прав граждан, предпринятая в Санкт- Петербурге. Естественно, на родине Владимира Путина возникло желание первыми в стране избрать Законодательное собрание только из партийцев. Но, столкнувшись с вышеназванными пунктами Конституции страны, эта инициатива пока не воплотилась в жизнь. Однако достаточно широко обсуждался один из вариантов дезавуирования действующей Конституции. Предлагалось всех депутатов, кроме одного, избрать по партийным спискам, а одного депутата, который будет избран председателем Законодательного собрания, избрать всенародно по общегородскому мажоритарному округу. Едва ли данная инициатива получит поддержку у депутатов, так как статус и авторитет председателя Законодательного собрания города будут несоизмеримо выше, чем статус назначенного президентом губернатора. Но сама попытка «обойти» действующую Конституцию достойна внимания. В других регионах России решение об избрании высшего представительного органа региона только по партийным спискам будет скорее всего принято без какой-либо юридической экспертизы, в рамках ситуационной целесообразности и правового самосознания, соответствующего текущему политическому моменту.

«Слабые места» трансформации политической системы страны

Нет особой необходимости заострять внимание на том, что в результате трансформации политической системы страны будет окончательно подорван принцип пропорциональности Милля, который является основополагающим принципом демократии. Математическое моделирование наглядно демонстрирует, что искусственная партизация России – это волюнтаристский акт российских властей, который можно сравнить разве что со стремлением Никиты Хрущева выращивать кукурузу везде, вплоть до Заполярья. Идеологический вектор трансформации политической системы – это окончательное оформление олигархической власти в России, закрепление «власти немногих», становление в России «золотого миллиона». Когда менее 500 000 граждан России, обладающих статусом членов одной из партий, лишат 107 000 000 граждан России права быть избранными в Государственную Думу и лишь они одни будут реально определять состав высшего представительного и законодательного органа страны, когда ничтожное число партийцев во всех регионах России будут полностью формировать субфедеральный уровень государственной власти – все это будет означать практическую реализацию процесса полного отторжения большинства граждан России от каких-либо возможностей влиять на общественно-политические процессы. Уровень доверительной легитимности власти в стране неуклонно падал в течение последних лет, и именно это подтолкнуло правящую бюрократию к такой своеобразной форме самозащиты.

Сегодня сложно говорить о том, чем завершится попытка перехода от одной «партии власти» к нескольким «партиям власти», какой будет окончательная конфигурация политической системы страны. Представляется очевидным, что бюрократия в рамках искусственной партизации страны получит поддержку как со стороны нынешних парламентских партий, так и со стороны тех партий, что не прошли в 2003 году в Государственную Думу. Но понимание того, что нынешняя трансформация политической системы страны направлена на дальнейшее отторжение граждан от принятия каких-либо решений в жизни страны, позволяет усомниться в верности выбранного варианта трансформации политической системы. По времени этот процесс носит ограниченный характер. Более того, процесс отторжения граждан реально подходит к той стадии, в рамках которой большинство действующих институтов власти уже по прошествии 5–7 лет не смогут рассчитывать на какую-либо поддержку народа. Лозунг «Партии – наш рулевой» достаточно быстро трансформируется в лозунг «Все партии – дерьмо!». Другого варианта смены лозунгов просто не просматривается в рамках начинающих доминировать в массовом сознании граждан России интегральных оценок власти, в формате «все они – ┘». Именно это позволяет говорить о том, что трансформация политической системы страны, предложенная президентом Путиным 13 сентября 2004 года, носит не стратегический, а ситуационный, локальный характер и направлена на достижение краткосрочных, а не долгосрочных целей. Рефлекторная попытка минимизировать риски для власти на краткосрочный период, будь то ближайшие выборы в Государственную Думу или избрание нового президента России, гарантированно приведет к максимизации рисков в долгосрочной перспективе. А большинству граждан страны нужно просто спокойно и достойно досмотреть, чем закончится этот очередной российский эксперимент, тем более что повлиять на его ход у большинства граждан страны нет ни теоретических, ни практических возможностей. Необходимо обратить лишь особое внимание на то, что эксперимент на этот раз проводится не столько над гражданами страны, сколько над самой властью, которая в конечном итоге и станет главной его жертвой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1364
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
2270
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1364
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1443

Другие новости