Трагедия в Беслане заставила многих представителей власти озаботиться поисками виновников. Одного из них широкой общественности довольно быстро назвали. Это телевидение, которое, по мнению отдельных депутатов Государственной Думы, является не столько средством массовой информации, сколько «коллективным Кашпировским», от коего все болезни в обществе.
В частности, депутат от фракции «Родина» Александр Крутов постоянно твердит, что новостное телевидение сеет панику и является причиной многочисленных «суицидов, инфарктов, дорожно-транспортных происшествий. Эти три дня, которые были в эфире, сказались на психологическом здоровье людей».
Лечение назначается одно – цензура. Сторонники антитеррористической цензуры предлагают множество вариаций: от предварительного согласования информации с правоохранительными органами до полного запрета на распространение в электронных СМИ оперативной информации о терактах. Теперь добавился еще один вариант – по медицинским показателям. Во всяком случае, по итогам прошедшего недавно в думском комитете по информационной политике круглого стола под красноречивым названием «Роль СМИ в защите от последствий террористических актов психического и физического здоровья граждан. Правовой аспект проблемы» его участники договорились о создании совместной комиссии трех думских комитетов с представителями Минздрава о выработке для прессы рекомендаций по освещению подобных событий.
Между тем, увлекшись борьбой с новостными программами, показывающими жертв террористов, якобы сеющими панику в обществе, блюстители морали лицемерно забыли о другом телевизионном жанре, вполне благополучно существующем на экране и собирающем высокие рейтинги, – программах о криминале, имеющихся на каждом федеральном канале. В них нам ежедневно сообщают об очередных захватах заложников, убийствах и ограблениях, снабжая для достоверности зрелищной картинкой задержанных бандитов и трупов их жертв.
Любопытно, что все эти программы курируются правоохранительными органами. В частности, на официальном сайте Министерства внутренних дел сообщается, что одно из основных направлений деятельности объединенной телередакции МВД (созданной на базе киностудии учебных фильмов МВД России, действовавшей до 1996 года, и телерадиостудии МВД России) – это «участие в создании популярных телепрограмм правоохранительной тематики»: «Дежурная часть» – канал «Россия», «Внимание, розыск!», «Очная ставка», «Криминальная Россия», «Совершенно секретно» – НТВ, «Петровка, 38» – ТВЦ. Любопытно, что, кроме перечисленных передач, в список «милицейских программ» почему-то попало и «Времечко» (ТВЦ).
Впрочем, от милиции не отстают и другие правоохранительные органы. Так, по словам продюсера «Криминальной России» Дэвида Гамбурга, «с самого начала мы основательно сотрудничаем с Генеральной прокуратурой, и надо отдать должное, нам там все эти годы шли навстречу и давали соответствующие указания региональным прокуратурам, а также предлагали те или иные дела».
Если о «Дорожном патруле», программе, тесно сотрудничающей со столичным ГУВД, коллеги ласково отзываются, как о «трупоедах», то «Криминальная Россия» вообще представляет собой наглядное видеопособие для начинающего некрофила. Судите сами. Вот, к примеру, краткое содержание очередного фильма, обильно снабженного кадрами оперативной съемки, посвященного действиям банды Сафина, которая орудовала в Твери, Нижнекамске и Москве и на счету которой шесть убийств. Следствие находит на окраине Твери обгорелый, изувеченный труп, который нам несколько раз показывается крупным планом. Затем действие перемещается в Нижнекамск – сыщики-то идут по следу, – где обнаруживается еще одна зарезанная и обгорелая жертва, которую любовно и со вкусом демонстрируют аудитории во всей «красе». Голос за кадром деловито сообщает, что «бандиты не только убили его, ножовкой перерезав горло, но и надругались над ним, отрезав половые органы и засунув их ему в рот». А вот на окраине Москвы найден труп таксиста, тоже обгоревший. Ведущий сообщает, что таксиста убили «с невероятной жестокостью, нанеся ему пятьдесят ножевых ранений». А вот доблестные стражи порядка уже задержали банду, состоявшую из трех мужчин и двух женщин, и нам минут двадцать показывают их признания. Главный «герой», некто Абдулин – палач банды, бесстрастно рассказывает зрителям: «Я его догнал и перерезал сонную артерию, затем выколол глаза. Зачем? Не знаю».
И все это показывается в дневное время. Но ни у кого из борцов за психическое и физическое здоровье кадры оперативной съемки почему-то не вызывают негодования. Хотя еще в 1997 году Судебная палата по информационным спорам при президенте России рекомендовала руководству НТВ «рассмотреть вопрос о более тщательном отборе материалов для передач цикла «Криминальная Россия», воздерживаясь от чрезмерного показа сцен отвратительного насилия и жестокости в телепрограммах, особенно выходящих в эфир во время, предназначенное для семейного просмотра».
Но воз и ныне там. Видимо, потому, что прокуратуре и милиции чрезвычайно выгоден этот пиар на крови, как отчет о хорошо проделанной работе.