Двадцать восьмого сентября 2004 года президент внес в Госдуму проект федерального закона, основная концепция которого состоит в отказе от всенародного избрания глав субъектов РФ. Формально предлагается назначать их решениями региональных законодательных органов по представлению президента. Однако из текста законопроекта видно, что участие заксобраний в процедуре назначения является всего лишь прикрытием, создающим видимость хоть какой-то демократичности процесса. На самом деле роль представительных органов власти регионов существенно умаляется – они включаются в президентскую вертикаль власти.
Отменяя политическую конкуренцию в регионах, уходя от состязательности на выборах губернаторов, власть ввергает политическую систему в состояние стагнации. Даже большевики были мудрее. Они не утверждали: «Вся власть принадлежит КПСС». Они говорили: «Вся власть принадлежит Советам». Сегодня можно сказать: «Вся власть в стране принадлежит лично президенту». И действительно – отмена конкуренции на федеральном уровне, где исполнительная власть соперничает с законодательной и судебной, уже состоялась. Совета Федерации нет. Государственной Думы нет. А на местном уровне ситуация вообще комическая: если законодательные собрания не поддержат кандидатуру президента, он своим указом просто распускает представительный орган власти. Таким образом, речь идет о прямом президентском правлении в регионах и полном упразднении органов исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации.
Беспощадной чистке подвергаются и положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав┘». Существенно урезаются права граждан на управление делами государства, ограничиваются уже существующие конституционные свободы. Теперь граждане будут иметь не своего непосредственно избранного представителя, а президентского назначенца: один главный избиратель «избирает» своего протеже. У главы государства такие представители в лице полпредов уже существуют, и их статус также не вписывается в действующую Конституцию. Сейчас из закона исключается все связанное с выборностью губернаторов, а через три недели, через месяц будет выброшено все связанное с выборами глав местных администраций и избирательных прав у граждан станет вполовину меньше. Единственный, кого можно будет избирать, смею оптимистично предположить, – это президент. А остальных он уже назначает – и в Госдуму, и в Совфед, и в регионы.
Что же касается самой правомерности назначения региональных руководителей, то новшество просто не вписывается в Конституцию РФ, в которой определен не только демократический и республиканский строй России, но и федеративный характер организации государственной власти. Согласно ч. 3 ст. 5, федеративное устройство страны основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. А в части 4 статьи 76 Конституции РФ признается наличие у субъектов Федерации вопросов их исключительного ведения. Одновременно в ч. 2 ст. 11 Конституции исключается какое-либо вмешательство федеральных органов в демократический процесс выборов.
Что такое выборность? Это привлечение медийного, информационного, финансового ресурса, направленное на развитие политической системы. СМИ тоже участвуют в этом процессе, как и гражданские организации. Они оппонируют власти – и политсистема работает. Назначение – это стопор работы политической системы. Назначение повышает коррумпированность власти, потому что публично провести во власть не устраивающего избирателей губернатора непросто: СМИ об этом расскажут. А здесь все будет решаться строго номенклатурно. Выборы – хоть какое-то лекарство от коррумпированности. В данном случае вертикаль исполнительной власти становится абсолютно неподконтрольной населению, гражданам, избирателям.
Апологеты этой системы утверждают: во многих странах главы регионов назначаются и ничего страшного при этом не происходит. Однако на Западе уже более ста лет парламенты выполняют важнейшие функции контроля за бюджетом, за исполнительной властью, проводят парламентские расследования. У нас парламент поработал 6–7 лет, и его работу свернули. А в западных странах парламенты работают уже несколько столетий. Выдергивание и подгонка фрагментов западного опыта под нашу действительность – контрпродуктивная практика. Все нужно оценивать в системе. Сегодня мы говорим о кризисе, в который вгоняется вся система органов государственной власти.
Считаю, истоки происходящего в том, что мы избрали в 2004 году легитимно слабого президента. И с точки зрения явки избирателей на выборы, и с точки поддержки его абсолютным числом голосов избирателей, начиная с 1991 года это самые легитимно слабые выборы президента. Потом у главы государства, уже после его избрания, пошли колоссальные сбои на выборах глав субъектов Федерации. Когда, убедившись, что федеральный Центр, несмотря ни на что, продавливает свои кандидатуры, люди стали голосовать протестно: за артистов, за рецидивистов. Это стало тревожным звонком, и потому был выбран вариант назначения.
Эта реформа не от всесилия, а, наоборот, от бессилия. Здесь не до эйфории: речь идет о спасении нынешней системы власти и партии власти. О спасении режима. По той же причине «Единая Россия» требует перехода на пропорциональную систему: она позволит этой структуре просто пролонгировать свои полномочия – без выборов. Президент все больше подчиняется партийно-бюрократической логике. Бюрократия тянет его вниз: он стремительно теряет свою легитимность.