Череда террористических актов не внесла существенных коррективов в сетку вещания основных телеканалов. Ток-шоу и мыльные оперы идут своим чередом. А главный посыл новостных передач – «никакой паники». Как известно, если событие не показали по телевидению – то его как бы и не существует. А если показали, но нет картинки самого события, то его воздействие снижается во много раз. Так произошло со взрывами двух пассажирских самолетов. Благо государственные каналы первое время старательно избегали самого слова «теракт» по отношению к упавшим Ту-154 и Ту-134, пока Путин не дал своеобразную отмашку, публично поручив генпрокурору Владимиру Устинову рассмотреть и такой вариант.
Ситуация начала меняться 31 августа, после теракта возле станции метро «Рижская» в Москве, о котором первыми в экстренном выпуске сообщили государственные «Вести», при этом не показав места трагедии. Картинку дало НТВ, чей корреспондент Юлия Панкратова со съемочной группой случайно оказалась рядом с местом события. Но самую полную информацию давало REN-TV.
Захват заложников в средней школе Беслана в Северной Осетии 1 сентября заставил все телеканалы на этот раз отнестись к ситуации со всей серьезностью. Первый канал прислал 7 съемочных групп, «Россия» – 4 группы, ТВЦ – две. На НТВ, памятуя, видимо, о негативных последствиях освещения теракта на Дубровке, когда был снят генеральный директор канала Борис Йордан, отказались предоставить информацию о количестве съемочных групп, работающих на месте событий.
Однако наиболее полную картинку с места события дало опять все то же НТВ. Не случайно вчера ведущие западные газеты вышли с кадром из репортажа НТВ на первых полосах. Все остальные российские телеканалы пока ограничиваются осторожными отчетами пресс-секретаря президента Северной Осетии и других официальных лиц.
Не показываются плачущие родные и близкие заложников, а также их видеообращение к президенту Путину с просьбой «проявить сострадание к детям» и, выполнив требования террористов, не допустить трагических последствий операции по освобождению заложников, которую спецслужбы провели в октябре 2002. Между тем об этом видеобращении сообщают западные СМИ со ссылкой на официального представителя республиканского парламента Фатиму Хабалову. По данным западных телекомпаний, родители захваченных детей, собравшиеся вокруг оцепленной школы, требуют от властей предоставить им информацию о происходящем и обвиняют их в неспособности защитить детей. Российские телеканалы ничего по этому поводу не сообщают.
Как заявила обозревателю «НГ» советник председателя ВГТРК Виктория Арутюнова, ей ничего не известно о распоряжении не показывать плачущих родственников: «Очевидно, речь идет об официальной бумаге из Кремля?» Вместе с тем один из топ-менеджеров канала «Россия», попросивший не называть его имени, сообщил, что запрет на показ плачущих родственников заложников вполне логичен, «потому что это тяжелое зрелище», которое может вызвать у телезрителей панику.
Несмотря на волну терактов, сетка вещания изменилась весьма незначительно. Сводки с места трагедии перемежались с сериалом «Секс в большом городе» (НТВ), бразильской мыльной оперой «Женщины в любви» (Первый канал), ток-шоу «Частная жизнь» и «Чего хочет женщина» («Россия»). На Первом канале ограничились лишь снятием развлекательной программы «Шутка за шуткой». По словам руководителя дирекции общественных связей Первого канала Игоря Буренкова, «на самом деле у нас никаких особенно развлекательных программ в эти дни и нет». Напротив, по его словам, все сдержанно и взвешенно. Что же касается отсутствия более подробной информации и съемок самой школы, в которой находятся заложники, то об этом, по мнению Буренкова, не стоит «рассказывать, пока там стоят жизни людей на карте. Хотя я думаю, что кто-нибудь с удовольствием хотел бы это сделать, поплясать на крови. Просто в данном случае надо проявлять разумный подход и не давать такой возможности таким людям».