Образцы наглядной агитации в сегодняшнем Грозном.
Фото ИТАР-ТАСС
Обстановка на Северном Кавказе с каждым днем становится все более напряженной. Регион стремительно превращается в пороховую бочку, где боевики и террористы чувствуют себя столь вольготно, что практически не таятся ни от населения, ни от местных властей.
Стрельба, подрывы, похищения
В Чечне, несмотря на усиление мер безопасности в связи с предстоящими выборами президента республики, каждый день происходят подрывы фугасов, боестолкновения, похищение людей. Буквально на днях южнее поселка Автуры, который, кстати, в июле был захвачен боевиками и удерживался ими более суток, обнаружена бандгруппа численностью около 10 человек. В ходе перестрелки погибли два бандита, тяжелые ранения получили два бойца спецназа.
Накануне в Чечню с инспекцией прилетал министр обороны России Сергей Иванов. Заслушав на базе в Ханкале рапорты военачальников и руководителей силовых структур, министр заявил, что «принят ряд контрмер, которые не позволят боевикам дестабилизировать ситуацию в республике на выборах». Да, конечно, избирательные участки взяты под круглосуточную охрану, но это еще не признак стабильности. В Чечне более стабильны, увы, такие явления, как гибель и похищения людей, взрывы фугасов на дорогах, боестолкновения.
Недавно в Чечне появились предвыборные плакаты, на которых вице-премьер республики Рамзан Кадыров стоит рядом с кандидатом в президенты республики Вахой Висаевым. Это позволило наблюдателям сделать вывод, что в «команде Кадырова» царит не такое уж единодушие, как об этом заявляется на всех уровнях. Впрочем, сам Рамзан Кадыров вчера в интервью Интерфаксу опроверг утверждения, что перестал поддерживать Алу Алханова как кандидата в президенты Чечни. Сам Алханов вчера в беседе с корреспондентом «НГ» сказал, что «как один из руководителей республики, Рамзан Ахмадович никому поддержку, как того и требует закон, не оказывал. А как гражданин, как избиратель... – подчеркнул Алханов, – это уже его право решать, кому отдать свой голос».
Как сообщил «НГ» обозреватель информационного агентства «Грозный-Информ» Хасан Казиев, руководитель предвыборного штаба Висаева Саид-Али Маазов заявил на днях, что «Ваха Висаев – кандидат Рамзана Кадырова». В пресс-службе президента Чечни «НГ» так объяснили появление упомянутых плакатов: «У кандидата в президенты Чечни Висаева есть специальное письмо, подписанное и.о. президента Абрамовым и вице-премьером Кадыровым, разрешающее Висаеву использовать образы Абрамова и Кадырова-младшего в агитационных целях».
Зязиков не прижился в Ингушетии
И в Ингушетии после кровавого рейда боевиков 22 июня ситуация остается напряженной. Фактически еженедельно задерживаются лица, подозреваемые в этом нападении, в том числе и милиционеры-«оборотни», обнаруживаются подпольные склады оружия и боеприпасов. Появились и призывы к отставке президента республики Мурата Зязикова.
На одном из оппозиционных сайтов начался сбор подписей в поддержку этой инициативы. Собрано уже более двухсот подписей. И это только начало.
«Не вижу смысла в подобной акции, – заявил «НГ» депутат Народного собрания Ингушетии, руководитель регионального отделения «Партии мира» Магомед-Сали Аушев, – в нашей стране о результативности подобных шагов говорить просто смешно. Все равно ничего не изменится. Власти республики как делали вид, что все хорошо, так и продолжают».
«Эта акция – бред сивой кобылы, – заявил «НГ» руководитель пресс-службы администрации президента Ингушетии Исса Мержоев, – и ситуация в республике нормальная. Другое дело, что у нас очень много беженцев, а это дополнительная нагрузка на республиканский бюджет».
Спокоен и премьер-министр Ингушетии Тимур Могушков. «Сбор подписей за отставку Зязикова, – заявил чиновник «НГ», – это не что иное, как провокация».
Впрочем, как сообщил «НГ» один из высокопоставленных чиновников в ЮФО, просивший не упоминать его имя, «сегодня в Ингушетии наблюдается дестабилизация обстановки». В республике один из самых высоких по стране уровней безработицы, более половины населения сидит без работы, здесь крайне низок уровень жизни».
Бандитам в Кабардино-Балкарии вольготно
В Кабардино-Балкарии вчера сотрудники правоохранительных органов проводили крупномасштабную – в ней участвовали более 400 милиционеров и сотрудников ФСБ – операцию по блокированию банды, расстрелявшей из гранатомета бронированный «КамАЗ» МВД республики. Два милиционера погибли, четверо получили ранения различной степени тяжести.
Подобные боестолкновения в этой республике случались и раньше. Кабардино-Балкария давно уже считается у боевиков местом для «лежки» после крупных операций. Как Ингушетия в не столь давние времена. Несколько месяцев назад, по данным правоохранительных органов, здесь со своими соратниками отдыхал Шамиль Басаев. По некоторым данным, это был не первый его визит в республику. И, судя по развитию событий, не последний.
Как заявил «НГ» главный консультант Совета безопасности Кабардино-Балкарии Станислав Яковенко, «данная вылазка бандитов – лишь агония боевиков, перебравшихся к нам с территории Чечни». Похоже, и в этой республике полагают, что все нормально.
Дагестан уже на грани
Еще более тяжелая ситуация в Дагестане. Здесь противники действующей власти планируют провести 10 сентября «вседагестанский митинг протеста». Ситуация особенно накалилась после многотысячного митинга в Хасавюрте, организованного мэром этого города Сайгидпашой Умахановым. На митинге звучали резкая критика в адрес главы Госсовета Дагестана Магомедали Магомедова и требования досрочных выборов президента республики.
В ответ, как известно, против Умаханова возбуждено уголовное дело, а глава ГУВД Хасавюрта полковник Омар Тупалиев был отправлен в отставку. Вчера же был экстренно собран Совет старейшин при Госсовете Дагестана, который поддержал Магомедова и заявил о необходимости «акцентировать внимание правоохранительных органов на незаконности содержания многочисленной вооруженной охраны, которой окружил себя мэр Хасавюрта». Впрочем, сам Умаханов на днях сообщил «НГ», что у него «даже личной охраны нет».
«Действительно, – заявил «НГ» председатель дагестанского регионального комитета Независимого профсоюза предпринимателей и водителей Исалмагомед Набиев, – на хасавюртовском митинге говорили нелицеприятные для власти вещи. Но они не противоречили истине, потому что сегодня власть так далеко ушла от требований закона, Конституции и морали, настолько погрязла во всевозможных грехах, что иных слов трудно было ожидать».
Уже сейчас ясно, что ситуация в Дагестане схожа с той, что сложилась летом 1999 года, когда обозленные бездействием и безразличием властей жители ряда сел объявили о введении на своей территории шариатских законов и вышли из российского правового поля.
Положение дел осложняется не только противостоянием на политическом уровне. В Дагестане в последнее время значительно обострилась криминогенная ситуация. Фактически не проходит и дня, чтобы не совершались нападения на сотрудников правоохранительных органов, представителей местных властей, депутатов и т.д. Дошло до того, что в республике действует, по утверждению местных спецслужб, созданное по приказу Басаева диверсионное подразделение «Дженнет», специализирующееся на «отстреле» сотрудников правоохранительных органов и военных. Судя по всему, действует вполне успешно: на днях в Каспийске были убиты начальник отдела Управления по борьбе с экстремизмом и уголовным терроризмом МВД Дагестана подполковник Гаджи Абдуразаков и сотрудник антитеррористического центра «Т» майор Александр Грошев.
При этом, как справедливо заметил депутат Госдумы от Дагестана Гаджи Махачев, «из-за митинга в Хасавюрте был созван расширенный Госсовет, а когда убивают глав администраций, работников милиции, ФСБ, этим фактам оценки не даются».
* * *
Похоже, все властные органы, в том числе и на самом высоком уровне, оказались в плену собственных мифов «об окончательном разгроме террористов» на Северном Кавказе. Судя по всему, у федерального Центра нет ни прогнозов, ни планов, ни сил для того, чтобы исключить превращение Северного Кавказа в сплошное «горячее пятно» на российской карте.