Вениамин Яковлев долго не решался объявить конкурс на свой пост.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вчера было объявлено об открытии конкурса на пост главы Высшего арбитражного суда, который до сих пор занимает Вениамин Яковлев. В «Российской газете» в самом углу одной из внутренних страниц опубликован маленький неброский анонс: «Высшая квалификационная коллегия судей РФ объявляет об открытии вакантной должности Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Соответствующие документы... принимаются по рабочим дням с 10.00 до 18.00 по адресу: 103289, г. Москва, ул. Поварская, д. 15, каб. № 11009. Последний день приема документов – 25.10.2004 г.» Между тем речь идет об эпохальном событии – впервые в России одно из высших должностных лиц будет избираться на конкурсной основе.
Для судейского сообщества объявление неожиданностью не стало – о том, что Вениамин Яковлев, бессменно возглавлявший Высший арбитражный суд России с момента его создания, оставит свой пост в конце года, было хорошо известно. Эта отставка запрограммирована еще в 2001 году, когда курирующий судебную реформу Дмитрий Козак, вопреки яростному сопротивлению служителей Фемиды, «продавил» в новом законе о статусе судей норму, отменяющую пожизненное назначение судей. Ограничить срок пребывания в должности служителей Фемиды, назначенных еще Ельциным, было невозможно, поэтому закон лимитировал возраст для председателей судов – до 70 лет. Уже тогда было ясно, что первым кандидатом в отставники по возрасту среди председателей высших судов становится именно Вениамин Яковлев. В будущем та же участь ждет главу Верховного суда.
В течение всего последнего года в кулуарах шло активное обсуждение вопроса о будущем преемнике Яковлева. Сам глава федерального арбитража в ответ на расспросы журналистов только пожимал плечами – да, действительно, вопрос жизненно важный, потому что любая система имеет обыкновение «настраиваться на руководителя». Однако ему принять участие в выборе преемника вряд ли удастся: «Это серьезный государственный вопрос, и решать это будет президент».
Действительно, председателей высших судов назначает верхняя палата парламента по представлению президента и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Но первой свое слово должна сказать именно эта коллегия, причем процедура отбора кандидатов – предельно демократическая. Чисто теоретически с сегодняшнего дня любой дипломированный юрист с высшим образованием, 10-летнем стажем юридической практики и не моложе 35 лет может привезти в здание Верховного суда, что на Поварской улице, заявление о намерении пройти квалификационный экзамен и солидный пакет документов. В том числе медицинскую справку об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Список занимает около страницы, но в принципе серьезных ограничений не содержит – чтобы получить противопоказания к профессии, кандидат должен быть законченным инвалидом. СПИДом, сифилисом и даже проказой претендентам болеть можно.
По закону, экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена. Однако на самом деле «завалить» кандидата можно не только на экзамене, но и в ходе рутинной проверки на предмет порочащих сведений, которая поручается правоохранительным органам. После того как орган судейского сообщества – в данном случае это Высшая квалификационная коллегия судей, на треть состоящая из представителей общественности, – проводит проверку и отбор кандидатов, итоговый список передается в кремлевскую администрацию.
Дальше в дело вступает специальная президентская кадровая комиссия, которая дает окончательное «добро», еще раз проверив всю подноготную соискателя любой судейской должности. Таким образом, «демократичность» процедуры в итоге оказывается весьма условной – кандидат проходит жесткое тестирование на профессионализм и политическую благонадежность. Ну а в случае, когда речь идет о должности председателя одного из высших судов, открытый конкурс становится совершенной формальностью.
Как рассказали корреспонденту «НГ» в Высшей квалификационной коллегии судей, пока заявлений от желающих занять кресло председателя Высшего арбитражного суда не поступало. Большого количества заявок здесь и не ждут. Хотя конкурс на должность председателя арбитражного суда региона стал за последние два года явлением вполне обыденным и на одно кресло в среднем претендуют 5–7 человек. Однако должность руководителя системы всего российского арбитража становится одной из ключевых еще и в политическом плане. Достаточно вспомнить роль арбитражных судов в «деле НТВ» или «деле ЮКОСа». Поэтому никто не сомневается – преемника Яковлева найдут в Кремле, а уж никак не по объявлению в «Российской газете».
До недавнего времени наиболее перспективным претендентом называли председателя окружного арбитражного суда Северо-Западного округа Александра Комарова. Считалось, что Комаров – креатура Дмитрия Козака. Однако с каждым днем этот вариант становится все более сомнительным – прежде всего потому, что гораздо более весомой может оказаться позиция соперников Козака по «питерскому» клану. В частности, нынешнего куратора судебной системы, помощника президента Виктора Иванова, который даже на последнее арбитражное мероприятие – открытие окружных апелляционных судов Москвы и области – приехал с весьма символичным подарком: президентским указом об очередном назначении арбитражных судей.
Имя победителя станет известно в течение ближайших месяцев. По закону, с соответствующим представлением президент должен выйти в Совет Федерации не позднее, чем за две недели до истечения срока полномочий действующего председателя – то есть в середине декабря. «Законодательство устанавливает четкие сроки, и если закон не будет нарушаться, никаких срывов не будет», – заверили корреспондента «НГ» в Высшей квалификационной коллегии. Между тем некоторое отставание от графика уже наблюдается: объявление о конкурсе опоздало почти на месяц. По данным «НГ», это произошло из-за того, что в Высшем арбитражном суде долго не могли решить – должен ли сам Яковлев подписывать сообщение о том, что его кресло скоро освободится. В конце концов он это все-таки сделал. Впрочем, еще несколько недель назад в интервью «НГ» Яковлев сообщил, что «уже сейчас идет работа по подбору возможных кандидатов: случайных людей здесь быть не должно». Вообще же арбитражную систему страны ждет серьезная перетряска: вместе с Яковлевым уйдут сразу девять его коллег по Высшему арбитражному и 17 председателей арбитражных судов регионов.
═
Арбитражные судьи – жертвы киллеров
═
1997 год – убит судья Арбитражного суда Санкт-Петербурга Валерий Громов.
1998 – убита первый заместитель председателя Арбитражного суда Астраханской области Любовь Черемных.
2001 – убита судья Арбитражного суда Ярославской области Татьяна Фролова.
2001, февраль – обращение в милицию судьи Арбитражного суда Москвы Ольги Михайловой: неизвестные угнали ее автомобиль «Фольксваген-Гольф» 1999 года выпуска.
2001, октябрь – избита судья Московского областного арбитражного суда Наталья Коротыгина. Доставлена в городскую больницу Красногорска в бессознательном состоянии с сотрясением мозга и травмами глаз.
2001, декабрь – нападение на судью Приморского арбитражного суда Анжелику Бухбиндер. Неизвестный плеснул ей в лицо уксусом. Женщина получила химический ожог второй степени обоих глаз.
2003, февраль – покушение на председателя Арбитражного суда Волгоградской области Анатолия Ермолаева.
2004, февраль – нападение на заместителя председателя Арбитражного суда Челябинской области Иннокентия Иноземцева. Судья избит обрезком железной арматуры. До этого от нападений неизвестных пострадали двое коллег Иноземцева.
2004, февраль – ограблена квартира судьи московского Арбитражного суда в поселке Калининец Наро-Фоминского района Московской области. Похищена бытовая техника и ювелирные изделия на общую сумму 1,5 млн. рублей.
2004, май – покушение на судью Московского арбитражного суда Константина Крохина. Неизвестный несколько раз выстрелил в судью из пистолета. В тяжелом состоянии с двумя пулевыми ранениями груди Крохин был госпитализирован в НИИ им. Склифосовского.