Сергей Глазьев: еще одна попытка выйти на арену.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Общественная организация «За достойную жизнь», руководимая депутатом Госдумы Сергеем Глазьевым, намерена инициировать всероссийский референдум по наиболее острым вопросам экономической и социальной политики. Все приготовления, необходимые для официальной регистрации этой инициативы, будут завершены к концу августа – об этом сказал вчера в интервью «НГ» Сергей Глазьев.
Пока более-менее готов только перечень из 10 вопросов, с которыми ООО «За достойную жизнь» хотело бы обратиться к россиянам. Первым делом граждан предполагается спросить, согласны ли они с тем, что «недра, земли, лесной фонд, атомные и гидроэлектростанции, железные дороги, магистральные трубопроводы должны находиться исключительно в государственной собственности, а прибыль от их эксплуатации, превышающая среднюю норму прибыли в промышленности, должна облагаться дополнительным прогрессивным налогом». Далее россияне должны будут ответить, хотят ли они, чтобы было восстановлено «право бесплатного бессрочного пользования земельными участками под жилыми домами, дачами, садовыми, приусадебными участками». Затем им предложат согласиться либо не согласиться «с сохранением социальных гарантий, льгот и обязательств, установленных федеральными законами РФ по состоянию на 1 июля нынешнего года», а также «с введением норм ответственности правительства РФ за уровень и качество жизни населения России». Кроме того, участники референдума должны будут сказать, согласны ли они с тем, что «федеральные органы госвласти обязаны в кратчайший срок восстановить дореформенные сбережения граждан» и что «зарплата чиновников и руководителей принадлежащих государству предприятий не должна превышать среднюю заработную плату по России более чем в три раза».
По закону провести всероссийский плебисцит можно будет не ранее апреля следующего года, но глазьевцы предполагают, что они столкнутся с затяжной юридической волокитой, поэтому решили запустить процедуру сбора подписей пораньше. Одна из сложностей, которую они предвидят, – правовой статус ООО «За достойную жизнь». После двухкратного отказа Минюста в регистрации ООО пребывает в положении «самопровозглашенной, но не признанной» организации, не имеющей «юридического лица». Как избежать возникающих из-за этого неудобств, Глазьев и его соратники уже придумали, заключив творческий союз с малоизвестной, но зарегистрированной московской организацией «Гражданский референдум».
Морально готовы глазьевцы и к тем испытаниям, которые им наверняка устроят в избиркомах и судах. Плебисцит затевается как акция гражданского осуждения социальной политики президента и правительства, поэтому его организаторам обеспечено противодействие властей. Между тем на их пути есть еще одна помеха – коммунисты. Недавно лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что в ближайшее время они повторят попытку инициировать свой референдум, который им не дали провести в прошлом году. По смыслу «глазьевский» и «зюгановский» вопросники почти идентичны, и таким образом две инициативы вынуждены будут вступить в конкуренцию друг с другом. Для властей же борьба конкурирующих инициаторов за свои «авторские права» станет хорошим поводом отказать обоим. Избежать этого Глазьев и КПРФ могут, если договорятся о совместных действиях, но легко ли договориться недавним соратникам, ставшим заклятыми соперниками?
Вчера Сергей Глазьев сказал «НГ», что «не исключает договоренностей с другими левыми силами, в том числе и с КПРФ». Коммунисты, как оказалось, тоже «не испытывают чувства ревности» к лидеру ООО «За достойную жизнь». «Мы рады, что Глазьеву понравился наш вопросник, и, если он готов поддержать нашу инициативу, мы обязательно рассмотрим это предложение», – заверил «НГ» секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов. Вместе с тем Глазьев не готов подписаться под теми вопросами, которые подготовили коммунисты, – на его вкус, они грешат «популизмом», а коммунисты, в свою очередь, не намерены переписывать их ради Глазьева. Вдобавок обе стороны не решили для себя главную проблему – кто кому должен делать предложение. Так что перспектива брачного контракта представляется весьма сомнительной.