Состоявшиеся в Москве переговоры между Патриархом Алексием II и митрополитом Лавром – первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), по оценкам обеих сторон, были успешными. Встреча предстоятелей двух Церквей и первый за 80 лет визит главы РПЦЗ в Россию уже названы историческими.
Как отметил на пресс-конференции по итогам переговоров председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл (Гундяев), «задача переговоров выполнена, они открыли дверь процессу, который, мы надеемся, приведет к чаемому воссоединению». Представитель РПЦЗ архиепископ Берлинский Марк (Арндт) заявил, что «конечный итог наших переговоров мы рассматриваем в единении нашей Церкви. Единство – это результат, которого мы должны достигнуть и к которому обязывает нас устав Церкви». Он также добавил, что сегодня у обеих Церквей есть все условия для дальнейшего «совместного труда».
По общему настрою участников переговоров, проходивших за закрытыми дверями, было понятно, что стороны о чем-то договорились, но о чем конкретно, журналистам выяснить не удалось. Понятно только, что вопрос объединения двух Церквей, бывших когда-то одним целым, уже решен. Осталось только согласовать детали. Впрочем, как известно, именно детали, незначительные с точки зрения человека нецерковного, уже долгое время остаются камнем преткновения. Их дальнейшее обсуждение поручено комиссиям РПЦ и РПЦЗ, которые вскоре должны приступить к совместной работе.
В принятом коммюнике определены четыре основных направления деятельности комиссий. Первые два касаются выработки «совместного понимания» взаимоотношений Церкви и государства, а также отношения Церкви к инославным общинам и межконфессиональным организациям. Эти два вопроса – так называемые проблемы «сергианства» (сотрудничества с безбожной властью) и «экуменизма» (участия православных в межконфессиональных структурах) долгое время были главными обвинениями «зарубежников» в адрес Московского Патриархата и казались идеологически непреодолимым препятствием для диалога. Сегодня эти обвинения практически сняты с повестки дня, и, вероятно, комиссии вынесут формальное решение о том, что эти проблемы имеют уже сугубо историческое значение.
Два других направления работы комиссий пока что вызывают больше вопросов. Они касаются конкретного сценария объединения Церквей, а их формулировка косвенно подтверждает тот факт, что некий сценарий уже намечен. Первой задачей признано установление взаимного евхаристического общения (возможность совместно совершать литургию и причащаться). Это означает признание друг друга в качестве равноправных Православных Церквей. Вторая задача – установление административного единства, то есть реальное и полноценное объединение. В совместном коммюнике этот пункт сформулирован как вопрос «о статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляющейся части Русской Православной Церкви».
Предложенная формулировка свидетельствует о том, что перевес в переговорах был на стороне Москвы и что зарубежная сторона, вероятно, смирилась с неизбежностью «влиться» в Московский Патриархат, который очень дипломатично и успешно провел эти переговоры. Конечным итогом переговорного процесса скорее всего должно стать включение «зарубежников» в состав РПЦ на правах широкой автономии или экзархата, по примеру автономных Украинской, Молдавской или Эстонской Православных Церквей. На пресс-конференции митрополит Кирилл, подчеркнув, что выражает только свое мнение, дал понять, что Московский Патриархат делает ставку именно на такой сценарий развития отношений с «зарубежниками».