Гибель 9 мая президента Чечни Амхада Кадырова наглядно показала, что российское телевидение слегка поторопилось отрапортовать о начале мирной жизни в этой республике, введя в заблуждение не только сограждан, но и главу государства, который, пролетая 10 мая на вертолете над разрушенным Грозным, чтобы вручить Звезду Героя России вдове Кадырова, изумленно воскликнул, что зрелище выглядит «ужасным».
Увиденное так потрясло Владимира Путина, что он тут же командировал руководителя Минэкономразвития Германа Грефа в Грозный, который, проанализировав ситуацию, доложил, что для мирной жизни нужны деньги, большие деньги: «Если мы хотим реально в короткие сроки добиться восстановления экономики республики, то нам предстоит серьезно увеличить затраты на восстановление инфраструктуры».
Шок президента – понятен. Откуда же ему было знать, что окрестности Грозного по-прежнему напоминают руины Сталинграда, а немалая часть населения республики пока не собирается складывать оружия? Ведь чеченская тема по большому счету давно ушла с экранов государственных каналов, а дециметровые каналы президент – в отличие от своего предшественника Бориса Ельцина, который на заслуженном отдыхе имеет возможность просматривать целых 300 каналов, – вряд ли смотрит. Нельзя же всерьез считать таковой запись недавнего «Героя дня без галстука» на канале «Россия», где сладкоречивая Ирина Зайцева беседовала с Ахмад-Хаджи на разные светские темы. В остальном о Чечне Владимир Путин мог узнать по докладам компетентных органов и отдельным сюжетам в новостях, суть коих в том, что состоялась очередная ликвидация очередной бандгруппы. А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо.
Такое табу для нынешнего телевидения – есть осознанная позиция нынешних руководителей крупнейших телеканалов, которые прекрасно помнят, на чем «погорело» старое НТВ. «Не надо раскачивать лодку» – вот тот рефрен, под который ушел в свое время с четвертого канала Олег Добродеев, возглавивший вскоре ВГТРК. На ВГТРК и ОРТ лодку прочно прикрепили к причалу канатами, а Евгения Киселева под разными предлогами заставили уйти с телевидения вообще. Такая же участь постигла сменившего его на посту руководителя НТВ Бориса Йордана, которого «ушли» за «неправильный показ» событий на Дубровке. Телевидение приравняли к силовым структурам, а репортажи из Чечни – к оружию высокоточного поражения, бьющему в зависимости от тональности то по своим, то по чужим.
Ничего удивительного, поскольку для нынешнего обитателя Кремля Чечня явилась в свое время тем трамплином, который помог ему набрать столь фантастический рейтинг народной любви. На фоне остальных небожителей нашелся единственный человек, решительно взявшийся мочить террористов везде. Даже – в отхожих местах. И не соврал. Мочит до сих пор. Проблема мятежной республики из общественно-политической переведена в техническую, а деликатные телевизионщики стараются поменьше уделять внимания вялотекущей войне, которая именуется контртеррористической операцией. Благо, столько других достойных информационных поводов: инаугурация президента с высоты птичьего полета, парад войск на День Победы, рост ВВП и доходов населения.
Сегодня на телевидении гораздо интересней и безопасней подробно следить за издевательствами американцев над бедными иракцами и разворачивающимся по этому поводу скандалом в Сенате и Конгрессе США, скрупулезно подсчитывая количество «джи ай», погибших со дня вторжения в эту страну, нежели заниматься «домашними делами». Благо, если верить опросам ВЦИОМа, две трети россиян выступают за цензуру на телевидении.
О Чечне лучше всего рассказывать не документально, а художественно. Чему пример – прошедший в начале года по «России» четырехсерийный фильм «Честь имею» о подвиге 6-й роты Псковской дивизии, в феврале 2000 года практически полностью погибшей, но не пропустившей почти две тысячи боевиков. Ничего, что по сценарию главный герой капитан Числов в исполнении Александра Лазарева-младшего остается в живых, как и его заместитель, старший лейтенант, которого он навещает в госпитале в то время, как в действительности все офицеры 6-й роты погибли. Главное – показать возрождение российской государственности, которая обязана этим Владимиру Путину, о котором в фильме двое солдат беседуют примерно так: «Слышал, новый и.о. президента настоящий мужик. Он наведет порядок!»
Порядок в субъекте Федерации навести пока не удается. В понедельник российская армия в Чечне понесла самые крупные единовременные потери за этот год. В результате двух засад в Урус-Мартановском районе сгорели заживо 11 бойцов российской армии и милиции, пятеро ранены и один пропал без вести. Еще четыре милиционера ОМОНа, сотрудники ГУВД Красноярского края получили ранения различной степени тяжести в результате взрыва в Ленинском районе Грозного на улице Садовая. Автомашина «Урал», в которой они передвигались, подорвалась на фугасе.
В чем причина затяжного конфликта, в ходе которого погибли уже более 5 тысяч солдат и офицеров, почему до сих пор не пойман или не ликвидирован террорист № 1 Шамиль Басаев, взявший на себя ответственность за убийство Кадырова, а теперь открыто угрожающий Владимиру Путину и его семье, – из телепрограмм узнать невозможно. Вместо серьезного разговора – скупые новостные сводки и «герои дня без галстуков». Война продолжается.