Леонид Надиров чувствует себя гоголевским героем.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
–═Леонид Николаевич, сложно руководить СМИ?
═
– А я не руковожу СМИ. Это вам кажется.
═
– Курируете.
═
– Можно и так сказать. Во всяком случае мое кураторство – на уровне того основного положения, которое записано за министерством. Выработка государственной политики. Конечно, сложно. Потому что нужно многие законы менять. Я все это время, как гоголевский герой, первым все время тыр-тыр-тыр с утра до ночи. Вот это была моя работа. Иногда отвлекался на изучение документов.
═
– Кто будет распоряжаться лицензированием?
═
– Все будет так же, как и было.
═
– То есть Федеральная конкурсная комиссия продолжит свою работу? Там ведь нет председателя.
═
– Значит, будет. Вообще работе этой комиссии надо придать больше открытости. Может быть, кого-то пригласить из Думы, может быть, от Миронова┘
═
– Из Совета Федерации?
═
– Да, из Совета Федерации. Но хочу подчеркнуть, это мои личные мысли вслух.
═
– Консультировались ли вы с кем-то из специалистов?
═
– Конечно. Первым, с кем я встретился, был Михаил Юрьевич Лесин. Я очень высоко ценю все, что он сделал, и очень рад, что ему нашлось достойное место в администрации президента, поскольку считаю его лучшим менеджером на этом поле. Я вообще считаю, что время от времени надо менять место работы, делать что-то новое. Вот я, например, в восемнадцать лет стал ректором Академии балета.
═
– Но Лесин предполагал упразднение Минпечати, уменьшение доли государства в управлении СМИ. А, получается, вышло наоборот?
═
– Нет, не получается наоборот. Дело в том, что Лесин очень точно провозгласил: «Один госканал, одна госрадиостанция, одна госгазета». Я с этим абсолютно согласен. Так начинал Михаил Юрьевич, и так мы будем стараться продолжать.
═
– Будет ли происходить акционирование ВГТРК?
═
– Наверное, будет происходить. Сегодняшний ВГТРК – это не один канал.
═
– Более 90.
═
– Совершенно верно. Оставим один государственный канал среди завещанного нам Михаилом Юрьевичем.
═
– Разрабатываются ли какие-то законопроекты, касающиеся СМИ, вашим министерством?
═
– Конечно. Готовим предложения о том, какие законы надо привести в соответствие с указом от 9 марта. Их только по Агентству по культуре около 200. А по СМИ таких законов и законодательных актов нормативно-правового характера – 38.
═
– Не жалко Сеславинского, которого вы оставили без работы?
═
– У Михаила Вадимовича есть работа. Но меня удивляет другое. Я не понимаю, почему никто из журналистов не сказал, что передача регистрации в Минюст – это наступление на демократию, на наши права? Как это – людям в погонах отдаем такой кусок?
═
– На ваш взгляд, это правильно?
═
– Я-то сказал, что это правильно, потому что это прописано в указе. Но с позиции здравого смысла, в силу нашего менталитета, мы к людям в погонах относимся иначе, чем к ректору консерватории. Согласитесь?
═
– Соглашусь.
═
– И мы сегодня нападаем на Александра Сергеевича в вопросах лицензирования, забывая о том, что огромный пласт нашей, в общем-то, культуры – а регистрация СМИ это тоже часть культуры – уходит в довольно жесткие руки. Наверное, это правильно.
═
– Кто будет выносить предупреждения?
═
– Пока это будет делать Михаил Сеславинский, а потом – Служба надзора и контроля. Мы, правда, любим больше ее называть Федеральной службой по сохранению культурного наследия. Потому, что массмедиа – это тоже культура и тоже культурное наследие. Я бьюсь за слово «сохранение».
═
– Часто ли вы смотрите телевизор?
═
– Я его всегда смотрел. Вы же знаете, что у меня жена – главный редактор ИТАР-ТАСС по Северо-Западу. Поэтому, можно сказать, что двадцать лет я сплю с прессой.
═
* * *
Обозреватель «НГ» поинтересовался дальнейшими планами и у руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского:
═
– Мы будем таким Министерством культуры в области СМИ. Будем раздавать гранты, заниматься подведомственными предприятиями. Будем брать на себя часть функций государственных органов власти, с тем чтобы все это привело в конечном счете к тому, чтобы наша организация постепенно имела больше влияния.
═
– Кто у вас останется работать, если часть сотрудников переходит в Минюст, а часть – в Минкультуры?
═
– У меня в подчинении останется 222 человека.
═
* * *
═
Сергей Анохин, заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по информационной политике, ответил на вопрос «НГ» относительно инициативы Минкультуры: «Хорошая инициатива. Вопрос в следующем: насколько процесс лицензирования будет прозрачным для общества. Здесь представители Федерального собрания могли бы сыграть особую роль, обеспечить эту прозрачность. Люди должны знать: кому и почему лицензию дают, кому и почему – не дают. Чтобы не держали камень за пазухой. Не думали что-то лишнее, если кому-то отказали в лицензии. У нас в Комиссии по информационной политике более трех десятков членов. Это люди вполне компетентные в информационной политике, среди них есть несколько человек, которые хорошо разбираются непосредственно в вопросах лицензирования. Вполне возможно, что к процессу нужно привлечь и представителей профессиональных союзов. Например, Союза журналистов или медиасоюза».