Вчера нижняя палата российского парламента приняла в первом чтении правительственный законопроект «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», внесенный в Госдуму еще год назад. Это понятно: непопулярный закон, обесценивающий любой митинг или пикет, не мог быть даже обсужден накануне выборов. Документ одобрили большинством в 294 голоса, против высказались 137 человек. Ни одна думская фракция, кроме «Единой России», законопроект не поддержала, да и сами «медведи» не смогли обеспечить стопроцентного положительного голосования в поддержку правительственной инициативы.
Проект вводит уведомительный принцип для пикетчиков, но разрешает гражданам демонстрировать свои чувства органам власти в строго определенных местах – подальше от месторасположения этих самых органов. Вдобавок полномочия местных администраций и милиции неимоверно раздуваются. Получается, по новому закону отказать в проведении митинга легче легкого – причем на вполне законных основаниях.
Представлявший документ замглавы Минюста Евгений Сидоренко оправдывал появление закона отсутствием единой правовой базы, касающейся публичных мероприятий. Сослался Сидоренко и на проблемы безопасности, которые якобы возникают именно на митингах и демонстрациях. А председатель думского комитета по безопасности Владимир Васильев вообще только о ней и говорил. Андрей Исаев, в прошлом – крупный профсоюзный функционер, стеснительно заметил: законопроект – «это, разумеется, не шедевр». Спохватившись, «единоросс» подчеркнул его несомненную пользу, а все замечания к документу предложил учесть при подготовке его ко второму чтению.
Любопытно, что сам Исаев, сидя в зале заседаний, за проект так и не проголосовал. Очевидно, он не хотел иметь неприятных объяснений с профсоюзами. Зато бывшие депутаты от СПС и «Яблока», которые в нынешнем созыве сочли необходимым войти в состав фракции ЕР, законопроект поддержали – и Павел Крашенинников, и Алексей Лихачев, и Арсен Фадзаев, и Михаил Емельянов. Кстати, двоих последних в зале вообще в этот момент не было – очевидно, они доверили старшим товарищам свои карточки.
Сидоренко пообещал в дальнейшем уточнить статьи, в которых прописаны ограничительные нормы: к примеру, в отношении прилегающих к резиденциям органов власти территориям. Однако его слова не убедили ни КПРФ, ни «Родину», ни ЛДПР, ни независимых депутатов. Представители этих фракций твердо заявили, что правительственного законопроекта поддерживать не станут, и свои обещания сдержали. По словам коммуниста Виктора Тюлькина, «это или издевательство над правами и свободами человека, закрепленными в Конституции, или лишнее доказательство того, что все написанное в этой Конституции – просто пустой звук».
Депутаты спросили Сидоренко: какие нормы являются более демократичными – советские или ныне им предлагаемые? Тот без колебаний ответил: доложенный им законопроект – новый шаг в сторону демократии.
Глава адвокатской палаты Москвы Генри Резник уверен: «Принятие законов, не опирающихся на основополагающие правовые принципы, бросает тень на законодателя». Резник полагает, что «в случае, если принятый вчера закон будет обжалован в Конституционном суде, можно рассчитывать на удовлетворение такой жалобы. Место проведения митингов выбирается с тем, чтобы подчеркнуть значимость проблемы. И правительственные учреждения не должны быть от них абсолютно удалены».
* * *
Как заявил «НГ» докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы по России Дэвид Аткинсон, «ПАСЕ обязательно обратит внимание на это ограничение, как только оно вступит в силу в России. Что касается самой идеи, то здесь необходимо отметить два момента. С одной стороны, я могу понять сторонников этого решения. С учетом значительной террористической угрозы, с которой жители Москвы и других крупных российских городов сталкиваются ежедневно, было бы оправданно проводить демонстрации на некотором удалении от правительственных зданий и прочих важных объектов. Однако это ограничение может быть оправданно лишь на протяжении некоторого времени. Когда террористическая угроза снизится, то и это ограничение должно быть снято. С другой стороны, я призываю Россию последовать британскому примеру того, как проводить демонстрации и митинги. У нас демонстрации разрешены в непосредственной близости и от резиденции премьер-министра, и от здания парламента. Иными словами, любая демократия должна иметь свободу демонстраций. Общих европейских норм и стандартов, касающихся места проведения демонстраций, к сожалению нет. Хотя Совету Европы следовало бы задуматься над их разработкой. И в этом плане я еще раз хочу заявить, что британское законодательство должно стать образцом для всех демократий, и на него следует ориентироваться России».
По мнению профессора Центра российских и евразийских исследований Оксфордского университета Арчи Брауна, «одной из фундаментальных основ любой демократии является свобода собраний – проведение мирных политических демонстраций, митингов и шествий. Конечно, главное, чтобы демонстрации были разрешены в принципе. Свобода проведения мирных демонстраций – один из главных элементов демократии. Однако вопрос о месте их проведения также немаловажен. Ведь демонстрации и митинги как форма политического процесса имеют значение в том случае, если о них узнают. Например, в Великобритании очень часто демонстрации проводятся в непосредственной близости от резиденции премьер-министра. Конечно, полиция ограничивает численность демонстрантов, чтобы не блокировать движение. Но они проводится».
Голосование бывших либералов, ныне – ⌠единороссов■, одобривших законопроект | |
Бывшая партийная принадлежность | Имя депутата |
⌠Яблоко■ | Михаил Емельянов |
СПС | Павел Крашенинников |
СПС | Алексей Лихачев |
СПС | Арсен Фадзаев |