Журналистское расследование, проведенное «НГ» в Киеве, свидетельствует о том, что Иван Рыбкин, добровольно находясь в столице Украины, не мог не знать о том, что его ищут в России. Местные теле- и радиоканалы с выходных регулярно транслировали сюжеты об исчезновении российского кандидата на пост президента. Не говоря уже о том, что в Киеве транслируется российский телеканал «Россия». Один из украинских политиков, комментируя ситуацию, сказал «НГ»: «Лично я узнал об этом из новостей «Евровидения», которые доступны каждому киевскому телезрителю. Все эти дни каждые полчаса повторялась новость об исчезновении Рыбкина. Можно ли поверить, что никто из тех мифических друзей, к которым якобы приезжал российский политик, тоже не смотрел новости или не счел нужным обратить внимание Рыбкина на то, что его ищут?!»
Интересно, однако, что никто в Киеве так и не признался в своей дружбе с Иваном Петровичем. Абсолютно все оппозиционные партии подтвердили «НГ», что никто из их членов с российским политиком не встречался и информацией о его приезде в столицу Украины не располагал. Соответственно многие украинские политики поставили под сомнение ссылку агентства «Интерфакс-Украина» на некий источник в оппозиционных кругах, который якобы сообщил о пребывании Рыбкина в Киеве. «Подобной информацией могли располагать разве что украинские спецслужбы», – предположил один из оппозиционных политиков в беседе с корреспондентом.
Однако пресс-служба СБУ не подтвердила эту версию, сообщив «НГ», что расследованием по делу Рыбкина вовсе не занималась. При этом сотрудники СБУ отметили, что по существующим межгосударственным соглашениям о сотрудничестве спецслужбы Украины и России активно контактируют и проводят совместные расследования. «В основном расследуются дела по торговле наркотиками, проводятся совместные поиски объявленных в розыск преступников и пропавших лиц», – пояснили сотрудники пресс-службы. Однако на сей раз, по их словам, специального запроса от ФСБ, который стал бы сигналом к подключению украинской стороны к расследованию «дела Рыбкина», не поступало. На вопрос о том, почему так случилось, представители СБУ не ответили, сказав лишь, что на сегодня любые расследования потеряли всякий смысл: «Есть человек – нет проблемы».
Любопытно, что на следующий день после возвращения Рыбкина в Москву абсолютно все лица и организации, располагающие какой-либо информацией об этой истории и охотно делившиеся ею накануне, вдруг как по команде засекретили все сведения о Рыбкине и стали истерично реагировать на звонки журналистов. Так, и в украинском представительстве международной авиакомпании «Трансаэро», и в офисе украинской авиакомпании «Аэросвит» «НГ» вчера заявили, что информация о том, приобретал ли Иван Рыбкин авиабилеты и в каком направлении (как сообщили некоторые СМИ, билет был куплен в оба конца – Киев–Москва–Киев), является конфиденциальной и разглашению не подлежит. Хотя вечером во вторник именно сотрудники авиакомпаний сообщили, на каком рейсе и в котором часу Рыбкин вылетит в Москву, уже утром подобную информацию «НГ» предложили получить, оформив специальный запрос, заверенный структурами МВД Украины. А поскольку эти структуры не проводят расследование по делу Рыбкина, то и получить у авиакомпаний информацию невозможно.
Так же ведут себя сотрудники гостиниц «Украина» (ранее называлась «Москва») и «Премьер-Палас» (до 2000 года – «Украина»). Вчера они отказались даже говорить «на эту тему», хотя накануне дружески сообщили журналистам, что Иван Рыбкин не регистрировался как постоялец. Еще более дружески и не под запись они не исключали, что в принципе в любой из киевских гостиниц можно поселиться под чужим именем. «Все – люди... И это не полицейское государство», – поясняли они.
Проследить передвижения Ивана Рыбкина сложно еще и потому, что на Украине отсутствует жесткий режим регистрации россиян, пересекающих границу. Так, миграционные карты заполняются только в аэропортах. И дежурные пограничной службы международного аэропорта «Борисполь» в Киеве сообщили, что не располагают информацией о том, что российский гражданин Иван Рыбкин заполнял миграционную карту при въезде на территорию Украины. А пересекая украино-российскую границу в поезде, граждане РФ не оформляют никакие документы, даже паспортный контроль обычно проводится выборочно.
«Похоже, готовилась какая-то провокация, – сказал «НГ» один из украинских информированных источников. – Согласитесь, Рыбкина нашли только потому, что кто-то перестал быть заинтересован в его «пропаже» и передал информацию в Интерфакс. Иначе его могли бы никогда и не найти – нет никаких свидетельств его пребывания на Украине... Можно предположить, что интриги «за» и «против» сплелись таким образом, что Рыбкина стало проще выбросить на поверхность, нежели предпринимать что-либо другое... И, посмотрите, никто, судя по тону информационных сообщений, не опасается, что Рыбкин или люди, стоящие за ним, нанесут ответный удар или хотя бы подадут в суд в защиту чести и достоинства... Видимо, у тех, кто знает, как Рыбкин оказался в Киеве и чем он там занимался, есть основания предполагать, что российский кандидат в президенты в сложившейся ситуации сочтет за благо быть просто выставленным на посмешище».
Киев