Свой окончательный вид четвертая Дума приобретет, очевидно, к концу февраля. Ожидается, что уже на этой неделе ее председатель подпишет новое положение об аппарате нижней палаты, который, вне всяких сомнений, окажется под полным контролем «Единой России». В свою очередь, новые думские аппаратчики претендуют на то, чтобы контролировать не только законодательный процесс, но и всю деятельность, каждый шаг обитателей Охотного Ряда.
Слова «реформа» думское начальство не произносит. Но то, что происходит сейчас на Охотном Ряду, напоминает локальную аппаратную революцию. По аналогии с исполнительной ветвью, где существуют два полюса власти – администрация президента и собственно правительство, в Думе также формируется самостоятельная руководящая сила (помимо Совета Думы и президиума нижней палаты) – парламентская администрация. Ее полномочия будут гораздо шире прежних функций думского аппарата. Речь идет о более активной роли аппаратчиков в деятельности депутатов и работе парламентских журналистов. Думские бюрократы будут выступать уже не как вспомогательные работники, помогающие парламентариям решать их бытовые проблемы, а журналистам – получать аккредитацию, но как своего рода надзирающие инстанции. За депутатами будут следить, чтобы они не пропускали заседаний, не давали несанкционированных интервью и не отправляли несанкционированных запросов. Из журналистов – наиболее лояльных – будут формировать специальные пулы для освещения строго определенных мероприятий. Для новых задач, естественно, нужен иной аппарат, иные кадры.
Любопытно, что Борис Грызлов, как бы упреждая упреки в излишней бюрократизации нижней палаты, заявил, что думская администрация будет сокращаться. Но тут же добавил, что за счет уменьшения центрального аппарата больше ресурсов получат аппараты фракций. Читай – главной фракции Думы. Иными словами, основные организационные, кадровые и финансовые рычаги постепенно окажутся в распоряжении собственного аппарата «ЕР».
Численность сотрудников аппарата фракции – 80–90 человек. Но к ней следует добавить аппараты и вице-спикеров, и председателей комитетов. В общей сложности это составит около 600 человек. Для сравнения – в центральном аппарате всей Думы трудятся 1200–1300 человек.
Для новой структуры думского управления выстраивается сложная, многоступенчатая иерархия. На прошлой неделе президиумом фракции было утверждено «Положение о фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации». Анализ этого документа (он оказался в распоряжении «НГ») показывает, что все важнейшие решения в Думе будет принимать так называемое Бюро президиума, в котором состоят 7 человек: Грызлов и его первые замы Волков, Богомолов, Пехтин, Володин, Морозов и Катренко. Именно эти семеро начальников и получат право на политические комментарии в СМИ.
Рядовому «медведю» в четвертой Думе работать будет не слишком интересно. Он фактически не сможет проявить никакой инициативы. Такой основной способ «заработка» (материального и пропагандистского), как депутатские запросы, теперь окажется невозможным. Но и пропускать заседания думцам не разрешат.
На месте прежней компактной думской пресс-службы появится новая укрупненная структура, название которой будет звучать примерно так: управление по связям с общественностью и средствами массовой информации. Пост главы управления скорее всего займет Юрий Шувалов, человек из старой команды Грызлова. В МВД Шувалов также занимался общественными связями. Как и в милицейском главке, работа с журналистами теперь будет строго регламентирована.
Для надлежащего надзора на все встречи депутатов ЕР с прессой теперь ходят деятели из пресс-службы. Последний пример их работы – вчерашний брифинг Владимира Катренко, возглавляющего одну из внутрифракционных групп. Стоило ему рассказать о том, что Грызлов намерен уже в ближайшее время наконец стать членом той партии, которой он сейчас руководит, как присутствовавший «инспектор» тут же дал пресс-секретарю депутата совет: мероприятие пора сворачивать – во избежание лишних вопросов.