Твердое намерение властей отстранить от участия в предвыборной гонке Ивана Рыбкина уже не вызывает сомнений. Технический нокаут претендент получил в начале боя – можно даже сказать, еще до удара гонга: готовится массовая выбраковка подписей, отданных за кандидата. Для чего, как выяснилось, достаточно скомпрометировать сборщиков автографов. В штабе кандидата утверждают, что этих людей с пристрастием опрашивает милиция, вынуждая их скрывать свое участие в акции. Прием этот некогда был опробован в избирательных кампаниях областного масштаба. Сегодня его применили на федеральном уровне в беспрецедентно широких масштабах: сигналы о несанкционированных допросах несколько дней идут в штаб Рыбкина из многих регионов страны.
Главный координатор инициативной группы кандидата Ксения Пономарева, напомнив об искусственном затягивании процесса сдачи подписных листов в Центризбирком, сказала корреспонденту «НГ», что теперь идут «массированные провокации» против сопредседателя «Либеральной России». Поначалу результаты проверки автографов в ЦИК были неплохими. Однако в понедельник Рыбкин опубликовал обращение к избирателям – с жесткой критикой Путина. Тогда, по словам Пономаревой, «и началось безобразие по всей стране». «Мы видим явно предвзятое со стороны Центризбиркома отношение, – говорит бывший гендиректор ОРТ. – Проверка подписей происходит в абсолютно нормальной демократической атмосфере. Но то, что вокруг нее, имеет совершенно иной характер».
Марина Саватеева, руководитель юридической группы штаба по сбору подписей в поддержку Рыбкина, рассказала корреспонденту «НГ» о поступивших в последние три дня тревожных сигналах из регионов.
В Коми-Пермяцком автономном округе группы милиционеров приходят к сборщикам домой, составляют протокол и начинают допрос с пристрастием: почему собирали подписи за Рыбкина? В Улан-Удэ (Бурятия) многие, узнав про такие визиты, отказывались открывать дверь или говорили, что не участвовали в процессе. По словам руководителя штаба по сбору подписей из Кабардино-Балкарии Бориса Вахитова, испуганные студенты-сборщики жаловались, что МВД угрожало сообщить в ректорат и «заняться вопросом вашего дальнейшего обучения». В Ставропольском крае звонки «якобы из избиркома» вообще напоминали вопросы наводчиков.
Атмосфера страха нарастает. «Сборщиков не проинструктировали, как себя вести, – говорит Саватеева, – мы думали, все будет по закону, поэтому, когда приходят бригады милиции, многие отказываются отвечать. А в таком случае лист, подписанный этим человеком, считается недействительным». На основании таких проверок резко возрастает количество отбракованных подписей и соответственно повышается шанс снятия с дистанции самого кандидата.
Из временных протоколов ЦИКа с информацией о ходе проверки следует, что последние три дня цифры проверенных листов не меняются, остановились на 589 тысячах, а уровень брака достиг 15% (хотя пока остается в пределах 25-процентной нормы). Если проверки с пристрастием будут продолжаться, сборщики в массовом порядке откажутся подтверждать свое участие в избирательной кампании. Понять рядового сборщика можно. «Ведь наш кандидат – оппозиционный, – сказал в беседе с корреспондентом «НГ» Виктор Курочкин, руководитель группы по сбору подписей, – собирай они автографы за Путина, сотрудники правоохранительных органов их только поприветствовали бы – как и руководители коллективов, где эти люди работают».
В штабе уверены, что при обычных условиях процент брака в подписных листах не превысил бы 3 процентов, однако после атаки правоохранительных органов результат «выбраковки» подписных листов становится труднопредсказуемым. На самом деле в «Законе о гарантиях прав избирателей...» нет запрета на подобную проверку действий сборщиков, однако никогда прежде милиция в таких масштабах в процесс не вовлекалась.
Жалоба Виктора Курочкина поступила в Центризбирком, зарегистрирована и скорее всего будет рассмотрена 7 февраля на заседании ЦИКа, которое примет решение о регистрации Ивана Рыбкина кандидатом на должность президента. Однако уже сейчас можно прогнозировать, что ее вряд ли примут во внимание. Во всяком случае, в пресс-службе Центризбиркома «НГ» сообщили, что в достоверности сведений, приведенных в письме Курочкина, есть сомнения.
Технология проверки подписных листов предполагает, что в случае сомнений в подлинности автографов сборщиков, оформлявших подписные листы, рабочая группа может направить запрос в территориальные органы внутренних дел и избирательные комиссии, для того чтобы на месте подтвердили достоверность данных о сборщиках. То есть никакого криминала в том, что милиционеры наведались к активистам команды поддержки кандидата, нет. Однако в ходе этих визитов они не должны выходить за определенные рамки. Например, интересоваться – сколько и за что активистам платили.
«Если такие вопросы задают, это уже не входит в режим обычной проверки, – пояснил «НГ» член ЦИКа Евгений Колюшин. – Проверяющие имеют полное право установить: существует ли такой человек, действительно ли он занимался сбором подписей. Могут ли выявленные нарушения повлиять на решение о регистрации кандидата? Ну, если, например, будут выявлены факты массовой фальсификации подписей, то – разумеется».