Путин обещал Шарону поспособствовать переговорному процессу.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера в Представительском зале Кремля Владимир Путин принял израильского премьера Ариэля Шарона. Переговоры по ближневосточной проблеме продолжатся сегодня на встрече Шарона с министром иностранных дел РФ Игорем Ивановым и премьер-министром Михаилом Касьяновым.
Еще до визита российского президента в Малайзию и Таиланд в конце октября в Кремле ничего не сообщали о предстоящих переговорах с израильским лидером. Говорили, что они, возможно, и отложатся из-за осложнившейся обстановки в Израиле. Однако сразу после посещения Владимиром Путиным саммита Организации Исламская Конференция в Малайзии было сообщено, что визит израильского премьера все-таки состоится, причем в ближайшее время. Наблюдатели посчитали это знаковым событием: после событий в Куала-Лумпуре разгорелся скандал, спровоцированный антисемитскими заявлениями президента Малайзии. В этом смысле приезд Шарона весьма кстати: у Москвы появляется возможность показать сбалансированность своей азиатской политики.
В Кремле, впрочем, утверждают, что визит планировался уже как минимум полтора месяца. Более того, в Москве ждали не только лидера Израиля, но и бывшего палестинского премьера Махмуда Аббаса. "Поскольку мы являемся коспонсорами мирного процесса на Ближнем Востоке, мы рассматривали эти переговоры, как наш вклад в реализацию "Дорожной карты", - заметил высокопоставленный кремлевский чиновник. Однако Аббас подал в отставку и визит представителя Палестины в Москву был отложен на неопределенный срок.
Главный вопрос на вчерашних переговорах - возобновление максимально широкого политического диалога по урегулированию палестино-израильского конфликта. Другая тема - двухсторонние отношения России и Израиля, в которых появилась новая проблема: отношение российских властей к крупным бизнесменам еврейского происхождения. Здесь и вопрос о преследовании Гепрокуратурой Владимира Гусинского - ныне израильтянина. И дело ЮКОСа, один из совладельцев которого, Леонид Невзлин, просит предоставить ему израильское гражданство - возможно, для того, чтобы избежать волны преследований против топ-менеджеров компании.
Встреча началась с небольшим опозданием - израильская делегация минуты три стояла в дверях, ожидая появления российского президента, который по протоколу должен был войти в Представительский зал одновременно с гостями - но с другой стороны. Внушительная группа израильских журналистов весело переглядывалась с дипломатами-соотечественниками, комментируя происходящее. Наконец вошел Владимир Путин, навстречу ему, мимо бронзовой статуи Екатерине Великой, двинулся Ариэль Шарон, и в центре зала президент поздоровался за руку с каждым членом израильской делегации.
Премьер-министр говорил первым. Главное сказал в самом начале: "Израиль в обмен на настоящий мир готов пойти на уступки". Подчеркнул слово "настоящий" и высокую цену этой готовности: "Израиль - единственное государство в мире, которое готово пойти на уступки, хотя не проиграло ни одной войны".
Интересно, что в своем недлинном спиче Шарон дважды вернулся к идее самостоятельности в деле защиты отечества от террористов, подчеркнув: "Израиль - маленькое государство, очень маленькое, но это единственное государство в мире, у которого есть право и возможность защитить себя собственными силами".
Вторая оговорка привязана была к фразе о взаимном сотрудничестве: "Понятно, что Израиль сам заботится о своей безопасности и занимается этим вопросом и, конечно же, принимает все меры для того, чтобы защитить себя, но эти дружеские отношения, безусловно, вносят свой вклад и очень важны для нас". Настойчивые намеки на собственную независимость, возможно, должны были показать негативное отношение Израиля к использованию "голубых касок" в процессе реализации "Дорожной карты".
Путин слушал премьера серьезно и сосредоточенно. Но когда Шарон пригласил в гости "важного игрока на международной арене и настоящего друга Израиля", российский лидер широко улыбнулся. "Конечно, сегодня это сделать немного сложно, но после выборов, я не сомневаюсь, это будет сделать легче", - заметил Шарон, понимающе улыбаясь в ответ. Премьер как бы заранее поздравил Путина с переизбранием.
Владимир Путин в ответной речи пообещал израильской делегации принять активное участие "насколько это возможно с нашей стороны, в урегулировании ближневосточной ситуации". И сделал важный вклад в борьбу с ксенофобией в собственной стране, объявив, что скоро в Музее Отечественной войны на Поклонной горе появится экспозиция по Холокосту, а в Этнографическом музее Санкт-Петербурга реанимируют закрытый в годы советской власти отдел еврейского народа. Президент попросил Шарона поспособствовать в объединении усилий наших музейщиков и сотрудников знаменитого Яд-Вашема (музей-мемориал Холокоста в Иерусалиме).
Вторая часть встречи, касающаяся переговорного процесса на Ближнем Востоке и, возможно, участи опальных олигархов, осталась закрытой для журналистов. Вечером Ариэль Шарон встретился с лидерами еврейской диаспоры.