0
1002
Газета Политика Интернет-версия

30.10.2003 00:00:00

Интерпретируя реальность

Даниил Дондурей

Об авторе: Даниил Борисович Дондурей - главный редактор журнала "Искусство кино".

Тэги: интеллигенция


В гуманитарной среде власть принято не то что не любить - принято ненавидеть. Но наряду с политической властью существует много других властей. И я бы хотел обратить внимание на то, что образованные люди скрывают, - на власть самой интеллигенции.

Власть психологии как понимания реальности, осознания жизни задается авторами (интеллигентами), к которым можно отнести всех тех, кто за деньги занимается интерпретацией реальности. Это телевизионные начальники, редакторы, драматурги, режиссеры, рекламщики, продюсеры всех мастей... Они формируют повестку дня: что важно, а что - нет; о чем будем говорить - о чем не будем; что высветим - о чем не упомянем.

Вот лишь один пример. До ареста Платона Лебедева, до всех историй с ЮКОСом и Ходорковским в общественном сознании не было темы, связанной с пересмотром приватизации. Люди забыли о факте приватизации, смирились с ним.

Государство и предприниматели не смогли им объяснить, что тайна собственности - не в приватизации. Приватизация - всего лишь одномоментный процесс, удачный или неудачный. У него две цели: чтобы он начал работать и чтобы он прошел без крови.

Очень важно было объяснить, что суть приватизации в другом: в переходе от неэффективного владельца к эффективному. Власть, конечно же, и это объяснить не сумела. Сегодня 77% населения считает, что нужно пересматривать итоги приватизации, отнять собственность у владельцев и передать ее другим. 74% - что приватизация несправедлива, и более 70% из них - люди с высшим образованием. Данные ужасающие!

Эта тема была внедрена в общественное сознание АВТОРАМИ, которые занимаются интерпретацией реальности. Это киноавторы, телеавторы, редакторы и ведущие новостей, сценаристы сериалов, ведущие ток-шоу и т.д. Все они обладают огромной властью.

Человеку не нужны нефтяные вышки Ходорковского, машиностроительные заводы Бендукидзе, "Северсталь" Мордашова или НЛМК Лисина. Но человек направлен в их сторону телевидением и АВТОРАМИ. Он давно и по-настоящему ненавидит владельцев.

Давно уже произошло соединение двух реальностей - реальности медийной и реальности эмпирической, той, в которой мы живем. АВТОРЫ задают повестку дня, задают оценки, способ видения. Если АВТОРЫ считают, что в культуре все плохо, то любой деятель культуры, любой человек на улице скажет, что государство не помогает культуре. Я, как социолог, заявляю, что это - ложь. Все показатели в сфере культуры у нас фантастические. Все - кроме тиражей, поскольку сейчас печатают только то, что будут покупать.

Очень важен и еще один игрок - рынок. Во-первых, рынок перекрыл производство продуктов культуры, которые не будут покупаться. (Отдельный разговор о кино, поскольку оно процентов на 80 существует за счет государства.) Там, где нет государства, - в издательском деле, на телевидении, в шоу-бизнесе - производится только то, что будет покупаться и потребляться. Во-вторых, как только была отменена цензура, рынок тут же стал поставлять любые товары в любое место. Москва, например, стала величайшей театральной столицей. Вместо 50 появилось 250 площадок, на которых представлены все виды театра, от помпезных академических типа МХАТа, до потрясающих андеграундных типа "Teatr.doc". У нас проводятся фантастические театральные фестивали имени Чехова, театральные олимпиады, к нам приезжает весь лучший мировой театр. Все это - рынок.

Или такая новость. Раньше таланту было очень трудно пробиться. Сейчас все жаждут молодых режиссеров, сценаристов, актеров, активных журналистов, драматургов. На фестивале ВГИКа я наблюдал, как с десяток продюсеров высматривали: какому бы еще "ползунку" дать возможность поработать. Им нужна новая энергетика, новые сюжеты, монтаж, сленг...

Произошел процесс, который ненавидят деятели культуры, но он чрезвычайно значим и важен - это реабилитация массовой культуры. Раньше считалось позорным снимать коммерческий фильм, ставить кассовый спектакль, сегодня - нет. Это значит, что завтра будет конкуренция среди коммерческих поделок, включатся рычаги повышения их качества. Если раньше аудитория была одномерной или двухмерной (одни обожали Эфроса с Товстоноговым, другие - прочую "эстраду"), то сегодня она - разноцветная и многополюсная... И это все - рынок, и это - мощная власть.

Но как пользуются своей властью АВТОРЫ? Меня, к примеру, очень интересует, кто заказывает ту версию реальности, которую АВТОРЫ транслируют нации? Что все предприниматели - аморальны, что реформы не удались, что бизнес - это всегда преступность, что мы не умеем ничего делать, все хотим получать на халяву. У нас и в фильмах никто не работает, все только перетягивают собственность из рук в руки путем насилия. Преступник, милиционер, судья, адвокат, жертва, честный человек, предприниматель, все они - участники огромного криминального пиршества, на котором выращивается ценностная система страны.

Кто говорит: дайте как можно больше выпусков "Дежурной части"? Или "Петровки, 38"? Или "Криминальной России", или "Криминала", или "Особого расследования"? Можно насчитать 70 подобных передач в неделю только на федеральных каналах! Кто все это заказал?.. Поверьте, не Ходорковский. И не Кремль.

Человек включает телевизор. О чем он может думать? Только о том, что Россия - страна воров, бандитов, придурков, отморозков и проституток. И он говорит это своим детям, говорит это иностранцам... И думает в ответ: с волками жить, по-волчьи выть. Это абсолютное зомбирование нации.

Власть творческой интеллигенции, власть АВТОРОВ вымывает важнейшие ценности, на которые опираются развитые социальные системы, - чувство доверия, чувство безопасности и чувство будущего. В России никто никому не доверяет, - я думаю, даже в семье сейчас не очень-то доверяют друг другу - и все лишены чувства безопасности. И версии, модели будущего у нас нет.

Поэтому самое важное сегодня - подумать о власти творческой интеллигенции. О том, как она относится к обществу, как делает все, чтобы люди получали неправильное представление о реальности, чтобы неправильно понимали, что с ними происходит. И, следовательно, чтобы неправильно жили.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2031
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
2792
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2099
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3755

Другие новости