Деятели культуры знают, конечно, что основные проекты ЮКОСа связаны с нефтью. Однако для них ЮКОС представляет интерес именно как один из крупнейших в России потенциальных и реальных спонсоров. Сотрудничество со МХАТом имени Чехова, для которого ЮКОС два с лишним года назад стал генеральным спонсором, с Министерством культуры - в рамках программы поддержки сельских библиотек, с Эрмитажем, etc.
Разумеется, последние события деятелей культуры не могли оставить равнодушными. Тем более что нам стало известно, будто бы вскоре после объявления об аресте Ходорковского художественному руководителю МХАТа имени Чехова тут же предложили хотя бы на время снять эмблему ЮКОСа с программок и афиш театра. Олег Табаков - по той же конфиденциальной информации - такое предложение отверг. Мы связались с Олегом Павловичем по телефону. По его словам, "МХАТ оставляет все реквизиты ЮКОСа на своих публикациях. Дальше комментировать нечего, потому что я все-таки государственный служащий". На наш вопрос о том, не было ли уже попыток как-то проверить финансовые отношения театра с генеральным спонсором и членом Клуба друзей МХАТа им. Чехова, Табаков ответил отрицательно: "Не было. Да и какой смысл в этом?" А на вопрос, были ли желающие снять эмблему и имя спонсора или какие-либо сомнения по этому поводу внутри театра, ответ художественного руководителя оказался сдержанным: "Даже если и были - до той поры, пока я сижу на этом месте, этого не произойдет".
Начальник отдела библиотек Министерства культуры РФ Евгений Кузьмин в телефонном разговоре с корреспондентом "НГ" сказал, что "пока ничего не слышал" о возможной приостановке проектов "Создание модельных сельских библиотек" и "Создание компьютерных библиотек на селе", которые Минкульт проводит совместно с ЮКОСом. Во всяком случае, пока сверху "никаких сигналов нет": "Проект реализуется. Идет обычное обучение персонала, покупка техники, покупка литературы, обучение пользователей. Все идет своим чередом". К слову, в ближайшее время должен пройти съезд библиотекарей - участников прошлогоднего проекта из Тверской, Рязанской, Белгородской и Самарской областей и тех, кто вошел в проект в этом году - из Воронежской, Нижегородской областей, Мордовии и Чувашии. По словам Кузьмина, "проект имел колоссальный резонанс во властных структурах. Например, президент Чувашии объявил программу создания ста модельных сельских библиотек". Проект ЮКОСа он назвал прорывным, так как "Ходорковский - первый российский бизнесмен, который начал мощно финансировать сельские библиотеки". До того этим интересовался Фонд Сороса чуть ли не в единственном числе.
Еще один высокопоставленный чиновник Минкульта, пожелавший сохранить анонимность, заметил, что его ведомство - во всяком случае, пока - не собирается сворачивать совместные с ЮКОСом программы. "Безотносительно к Ходорковскому: возьмем Юрия Деточкина, который воровал машины. Воровал. Но точку здесь ставить нельзя, поскольку деньги он переводил в детские дома. Ходорковский финансировал очень большую библиотечную программу. На какие деньги он это делал - не знаю. Но можно было потратить их на пиар Волочковой, а можно - пиарить сельские библиотеки, как это делал Ходорковский. Перечеркивать это нельзя, - может быть, наоборот, это необходимо учитывать".