Наиболее удачным образом визит российской делегации в США завершился для Ахмада Кадырова. Владимир Путин на обратном пути удостоил его продолжительной беседы, а Джордж Буш почти согласился приравнять чеченский терроризм к международному. Американские газеты брали у Кадырова интервью, его показывали местные телеканалы. Правда, без ложки дегтя не обошлось. Пока находящийся в предвыборном отпуске глава республики открывал для себя Америку, и.о. президента Анатолий Попов сильно отравился (или был отравлен, см. статью на эту тему в сегодняшнем номере "НГ"). Не зря корреспондент "НГ", беседуя с Кадыровым по пути в США, спрашивал, не боится ли чеченский лидер так надолго оставлять свою республику. Тот заверил меня, что ничего плохого произойти не должно. И вот, выходит, сглазил.
Только в Шенноне (Ирландия), где лайнер остановился на дозаправку, журналисты из президентского пула выяснили, что Кадыров летит в Нью-Йорк в том же самолете. Чеченский начальник, как и простые пассажиры, отправился в магазины duty free. Долго ходил, приценивался, но так ничего и не купил. Цены действительно были высоковаты. Правда, некоторых коллег-журналистов, по моим наблюдениям, эти двух- и трехзначные цифры не смущали. Чего нельзя было сказать о политиках. Потому что и другой пассажир бизнесс-класса, Вячеслав Володин, кажется, тоже вернулся в салон с пустыми руками.
Корреспондент "НГ" сомневался, подходить ли к Кадырову с расспросами сейчас, до начала программы, или лучше взять интервью в последний день, когда будут известны итоги визита. Хорошо, что я решил этот разговор не откладывать: обратно Кадыров летел уже в другом самолете, вместе с Владимиром Путиным. И, стало быть, для прессы был недоступен. Поэтому только из официальных сообщений можно узнать о важных темах, которые подняли президент страны и кандидат в президенты республики: первый этап выплаты компенсаций за утрату жилья и имущества жителям Чечни, подготовка к следующему этапу этой работы и социально-экономическое развитие республики.
Со мной Ахмад Кадыров обсудил несколько иные проблемы. Прежде всего я поинтересовался, в каком качестве он находится в российской делегации - как кандидат, как бывший глава республики или уже как будущий лидер? Кадыров ответил, что едет в Штаты как простой кандидат. И объяснил, почему именно ему - из всех претендентов на высший пост в Чечне - выпала такая честь: "Я больше трех лет управлял администрацией в республике, не понаслышке знаю Чечню. Там живу и жил. Поэтому я включен в официальную делегацию президента". Кадыров сообщил, что планирует поработать на Генеральной Ассамблее ООН в течение двух дней и, в частности, встретиться с помощником Генерального секретаря этой организации. "У меня будут встречи в ООН по гуманитарной линии. В основном я хочу рассказать о сути происходящего в Чечне. В ООН эти события по-разному трактуют и по-разному дают оценки. Эмиссары Масхадова успевают везде". Произнеся последнюю фразу, мой собеседник заметно помрачнел.
Тогда корреспондент "НГ" поинтересовался, не знает ли Кадыров, о чем будет говорить на трибуне ООН Владимир Путин (журналистам текст выступления президента раздали только в последний момент). Мой собеседник сказал, что с проектом речи Путина незнаком. Но тут же высказал смелое предположение: речь пойдет о том, что "Россия и Америка - это союзники против мирового терроризма, от которого гибнут мирные люди". "Надо нам лучше работать, - добавил Кадыров. - Не так, чтобы убивали людей, которые пришли отдохнуть, людей, которые зашли в магазины или просто вышли на улицы. Мы в Чечне не понаслышке знаем, что это такое".
И действительно, Путин в своей речи призвал ООН стать "базой для глобальной антитеррористической коалиции". И по крайней мере американцы этому призыву вняли. Джордж Буш, пожалуй, впервые приравнял террористов, с которыми борется США, к чеченским сепаратистам. На пресс-конференции в Кэмп-Дэвиде Буш сказал, что "террористы должны быть закупорены там, где они сеют хаос и уничтожение, включая Чечню". А чуть позже добавил: "Обе наши страны стоят под угрозой бандитских режимов". Возможно, он опять имел в виду Ичкерию, потому что никто больше России вроде бы не угрожает.
Так что нью-йоркская миссия Ахмада Кадырова, похоже, дала свои плоды. Не зря он разъяснял свою позицию местным газетам и не зря посетил "Граунд Зеро" (место, где до 11 сентября стояли небоскребы "Близнецы"), прихватив с собой российских и западных тележурналистов. Точнее, это наши телевизионщики предложили ему такую программу с позированием на знаменитом фоне. Предложение прошло. И американцы этот жест, похоже, оценили. Даже влиятельная местная газета New York Times сочла нужным взять интервью у этого кандидата.
Тем не менее корреспондент "НГ" поинтересовался, не боится ли Кадыров оставить республику на неделю накануне столь важных событий. Но мой собеседник покачал головой: "Я думаю, народ уже определился. Больших беспокойств - как ты покажешь себя в последние дни - нет. Я себя показал. Показал себя не за эти три года даже, а показал себя с 97-го года. Борясь против этих ваххабистов. А это и есть террористы, экстремисты и все остальное. За это не раз покушались на меня. Много убито ребят, которые рядом со мной были. Так что население республики меня знает". Но не встала ли агитационная работа в отсутствие кандидата? Оказывается, и с этим все в порядке. "У меня развернуты во всех районах штабы. Мои люди работают. Когда делали посадку в Ирландии, тоже связывался. Было большое мероприятие в Гудермесе. Встреча со старейшинами, духовенством. Более 700 человек там было со всей республики. Они мне доложили, как эта встреча прошла. Так что я знаю, народ уже определился".
Не менее успешно прошли и мероприятия Кадырова в Нью-Йорке. Так, его приняла помощник Генсека ООН по гуманитарным вопросам Каролина Макаски. Темой разговора стало оказание помощи вынужденным переселенцам.
Без маленького конфуза все-таки не обошлось. Газета Los Angeles Times сообщила, что американская сторона сочла нежелательным присутствие Кадырова в Вашингтоне и Кэмп-Дэвиде. В ответ представитель российского посольства в Вашингтоне Евгений Хоришко заявил: у российской стороны вызывает недоумение тот факт, что официальные лица в США принимают чеченских "боевиков и террористов", но не просят о встрече с Ахмадом Кадыровым. Впрочем, в Кэмп-Дэвид Кадырова брать никто и не планировал: из российской делегации, помимо Путина, туда отправились только Игорь Иванов и Владимир Рушайло. А вот в Вашингтон чеченский руководитель, невзирая на точку зрения Белого дома, все-таки попал. Потому что иначе он бы никак не смог оказаться в одном самолете с Владимиром Путиным, который прямо из американской столицы вылетел в Москву.
Нью-Йорк-Москва