Сто один год прожила на белом свете Хелене Берте Амалия Рифеншталь, больше известная как Лени Рифеншталь. Тихо умерла во сне одна из самых спорных фигур в мировом кино.
Особенно громогласно откликнулась на смерть Рифеншталь документалистка Марина Голдовская. Очень задело ее то, что не покаялась перед смертью ее коллега, не попросила прощения у мира за то, что сняла "Триумф воли". И в одной из телепередач высказалась на этот счет достаточно резко.
"Гений и злодейство - две вещи несовместные", - устами своего персонажа изрек великий поэт. А любое слово великих у нас тут же становится крылатым и обретает очертания догмы. Почему никто не задумывается над тем, что гений и злодейство могут сочетаться в одном человеке так же, как любовь и ненависть, как доброта и жестокость, как черное и белое? Впрочем, о каком злодействе можно говорить, когда речь идет о Лени Рифеншталь? О том, что она увлеклась идеями нацизма и на свои деньги сняла документальный фильм "Триумф воли", а отрекшись от фашизма, не отреклась от фильма? Но это уже немного другая история. Не будем замыкаться на терминах.
Вечный и неразрешимый вопрос: кто лучше - талантливый злодей или добропорядочная бездарность? Наверное, всего лучше добропорядочный талант. Но талант, очевидно, на то и талант, что усидеть в рамках придуманной серой массой добропорядочности ему не под силу. Вспомним великих - кто из них грешил добропорядочностью? Пушкин был бабником и бретером, Лермонтов - черным мизантропом, Толстой - тираном, Чайковский - гомосексуалистом, Моцарт - "гулякой праздным"... Продолжать? Зачем? Как говорится, мы их любим не только за это.
Когда-то, на заре перестройки, Марина Голдовская сняла два нашумевших фильма - "Архангельский мужик" и "Власть соловецкая". Точнее, сняла она гораздо больше, но именно эти два стали символом перестройки. Особенно "Архангельский мужик" - о крестьянине, пионере фермерства в России. Да, тогда это было куда как актуально. Но перестройка канула в Лету, а вместе с ней испарился из умов и со страниц газет "Архангельский мужик". Где он теперь, ау?
Но это был очень правильный фильм, и правильным он останется на веки вечные, потому что бесспорен, полезен и гуманен. "Триумф воли" - спорен, вреден и антигуманен. Но - вот парадокс, - снятый 70 лет назад, он вызывает споры и перепалки, восхищение и отвращение, умиление и ненависть. А "Архангельский мужик" вызывает лишь ностальгические воспоминания у самой Голдовской, ее друзей и специалистов по документальному кино.
Большинство людей - так уж устроена человеческая психология - с колоссальным скрипом идут на то, чтобы быть великодушным к недругам, чтобы под грудой пороков разглядеть то, что больше всего не хочется, - талант. Признание искры Божьей в отсутствие добродетели требует определенного мужества. Глядя на то, что делает сейчас, например, Никита Михалков, вспоминая, как он остервенело бил ногами двух незадачливых лимоновцев, закидавших его яйцами во время выступления, а теперь корчащихся со скрученными охраной руками под ударами председателя Союза кинематографистов, - думаешь: быть не может, чтобы этот человек снимал когда-то умные, нежные и талантливые фильмы. Человек, позволяющий себе лицемерие, ложь, жестокость, уверенный в том, что в борьбе все средства хороши, - и у кого повернется язык назвать его талантливым? Не повернется у того, кто слишком свято верит в догмы. Раз сказал классик: "Гений и злодейство - две вещи несовместные", - значит, так тому и быть.
Рифеншталь воспела великое зло. И потому для многих осталась злодейкой навсегда. Бездарность нетерпима к таланту, выросшему на пороке.
Но если бы 70 лет назад талантливая документалистка не увлеклась идеями наци, мы, наверное, до сих пор довольствовались бы кадрами советской хроники, где понурые пленные, потерявшие человеческий облик фашисты бредут по Москве, сопровождаемые хмурыми ненавидящими взглядами людей и поливальной машиной. "И эти ублюдки хотели покорить мир!" И нам никогда не пришло бы в голову, как не хотело приходить многие годы, что Гитлер был невероятно обаятельным и симпатичным, красноречивым и харизматичным, а не убогим психопатом из фильма "Освобождение". Да, это сознавать не хочется. Лучше рассовать Историю по советским учебникам истории и погрозить ей пальчиком: не показывай срамных мест. И лучше, и удобнее сделать вид, что Рифеншталь была слепым орудием в страшных руках, не обладающим ни собственным видением, ни граном таланта.
Кстати, далеко не все знают или не хотят знать, что, очарованный талантом Рифеншталь и фильмом "Триумф воли", Гитлер сказал: "Когда я приду к власти, вы обязательно снимете фильм о нацизме". На что Лени парировала: "Спасибо. Но как режиссер я не хочу быть ангажированной"...