При советской власти Юрия Леваду увольняли многократно, при нынешней - впервые..
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
К сентябрю Россия может лишиться самого крупного и самого авторитетного социологического института, каковым считается Всероссийский центр изучения общественного мнения. Об этом предупредил вчера многолетний директор ВЦИОМа Юрий Левада на специально собранной пресс-конференции в Москве. По словам Левады, центр сохранится как юридическое лицо, останется нетронутым и его фирменный логотип, но под привычной "торговой маркой" потребители станут получать продукт, изготовленный совсем другим производителем. Как считают нынешние сотрудники ВЦИОМа, это будет продукт заведомо сомнительного качества.
Формальный повод для охватившей коллектив тревоги - предстоящее акционирование центра, имеющего сегодня статус государственного унитарного предприятия. Разговор об этом шел давно, но до последнего времени социологам удавалось убедить чиновников, что в смене статуса нет никакой нужды. Во-первых, ВЦИОМ не отягощает государство, поскольку не получает ни рубля бюджетных денег. Во-вторых, государство вряд ли что-то заработает на продаже центра частным акционерам - это ведь не нефтяная вышка. В-третьих, существующее положение вещей не создает никаких неудобств творческому коллективу учреждения. "На нас никто из госструктур не давил, никто не указывал, какие исследования проводить, а какие нет, никто не выражал недовольстве результатами наших опросов", - заявил Юрий Левада.
Примерно с февраля этого года аргументация социологов утратила свою действенность. И в ближайшие две-три недели, по данным директора центра, ВЦИОМ будет преобразован в АО, акции которого будут переданы в госсобственность. Появятся ли у них затем иные собственники и когда это произойдет, Левада не знает. Но ему известно, что Минимущества, Минтруда и администрация президента уже сформировали совет директоров будущего АО и подбирают кандидатуру управляющего директора, который и возглавит акционированный ВЦИОМ. "Речь, таким образом, идет о смене руководства центра", - подчеркнул Юрий Левада, отметив, что совет директоров комплектуется без консультаций с коллективом учреждения и даже втайне от него. Поэтому Левада уверен, что нынешним руководителям ВЦИОМа места в новом "ареопаге" не найдется.
Несмотря на настойчивые просьбы журналистов, директор центра отказался назвать имена чиновников, которые непосредственно занимаются "реформированием" старейшего социологического учреждения: "Я имел дело лишь с исполнителями чьей-то воли, а от кого исходит инициатива, мне неизвестно". "Нынешнее время существенно отличается от того, на которое оно пытается походить, - посетовал корифей отечественной социологии, переживший не одно увольнение. - В советские годы перед тем, как выгнать, вызывали "на ковер", предъявляли обвинение, требовали объяснений, а сегодня - никаких претензий и никаких объяснительных. Все делается тихо, за спиной. Сколько я ни пытался узнать, кого и почему не удовлетворяет работа ВЦИОМа, ничего не услышал. Поэтому все происходящее с нами мне кажется наглым и глупым безобразием".
При этом Левада не исключает, что кого-то из власть имущих не удовлетворяет научная добросовестность, присущая ВЦИОМу. А точнее, та картина общественных настроений, которую вот уже 15 лет и политики, и СМИ, и простые обыватели получают "из рук" социологов ВЦИОМа. "Возможно, с нами решили разобраться в порядке общей "зачистки информационного пространства" перед выборами, - предполагает Юрий Левада. - А может, это делается в расчете на те процессы, которые ожидаются в послевыборный период".
Как бы то ни было, в коллективе ВЦИОМа воспринимают смену руководства как фактический разгром центра. Люди, привыкшие работать под начальством независимых профессионалов высочайшего класса, не представляют, как могут сработаться с директоратом из чиновников, назначенных Минимуществом, Минтруда и президентской администрацией. "Я лично после ухода Левады не останусь здесь ни дня", - заверил обозревателя "НГ" ведущий специалист ВЦИОМа по политическим исследованиям Леонид Седов. На взгляд этого старейшего социолога, единственная цель установления чиновничьего контроля над их центром - производство заказной, конъюнктурной социологии, которая будет поставлять начальству "правильное" общественное мнение. По этой причине многие специалисты центра сейчас задумались о приискании себе новой площадки для продолжения научной деятельности.