0
879
Газета Политика Интернет-версия

24.07.2003 00:00:00

Кто в лес, кто в стройбат

Тэги: минобороны, минтруда, альернативная служба


Подписанный на днях президентом указ об альтернативной гражданской службе оставляет больше вопросов, чем ответов. Дело в том, что организацией АГС будут заниматься сразу два ведомства - Минобороны и Минтруда. И, как выясняется, подходы к альтернативной службе у них диаметрально противоположные. Если Минобороны планирует пополнить ряды стройбата, то Минтруда предпочитает направлять граждан на охрану лесов.

Вчера представитель Генштаба ВС РФ генерал-майор Виктор Кожушко разъяснил, что альтернативщики в первую очередь должны направляться туда, где они больше всего необходимы, то есть на гражданские должности в Вооруженные силы РФ. Правда, жить они будут вне казарм, в благоустроенных общежитиях и не будут иметь бытовых контактов с военнослужащими. Но уже здесь возникает противоречие. Скажем, если в строительных частях военный строитель будет служить два года, то исполняющий те же обязанности альтернативщик - почти в полтора раза дольше. Если они не будут соприкасаться в быту, то, работая на одном участке, например, солдат-строитель и альтернативщик общаться будут ежедневно. Как у них сложатся отношения, уже сейчас можно предположить - по неофициальным данным, в стройбате служит до 30% призывников, имеющих снятые судимости. Впрочем, как заявил "НГ" генерал Кожушко, о проблемах взаимоотношений граждан, проходящих АГС, говорить рано, мол, "практика" все расставит по своим местам.

В Минтруда на проблему смотрят иначе. "Никто не будет жить в воинских частях, альтернативная служба вообще не будет иметь ничего общего с армией, с ними будет заключаться обычный срочный трудовой договор на 3,5 года", - заявил в интервью "НГ" заместитель начальника отдела нормативно-правового обеспечения департамента занятости Минтруда Алексей Вовченко. Он один из авторов готовящегося в министерстве положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, которое в дальнейшем должно быть утверждено правительством РФ. По словам Вовченко, его департамент будет составлять перед каждым призывом план о существующих вакансиях. Уже до весеннего призыва будет создана база рабочих мест, в которой пропишут перечень предлагаемых работ, должности и организации-работодатели. При этом граждане, отказавшиеся служить в армии, будут работать только на государственных предприятиях.

Уже сейчас в Минтруде 45 тысяч вакансий от госучреждений. Министерство здравоохранения, например, прислало заявку на санитаров. От Минприроды есть заявки на должностных лиц государственной лесной охраны, работников лесохозяйственной и лесокультурной промышленности. Есть нужда в агрономах, ветеринарах и бухгалтерах. Как считают в Минтруде, можно будет выбрать любую профессию за исключением руководящих должностей. Одна проблема - большинство альтернативщиков не будут обладать соответствующей квалификацией, учитывая их возраст. Что касается жилья, то по закону его должен обеспечить работодатель, подчеркнули в Минтруде.

Единственно, в чем согласны два министерства, так это в том, что большого наплыва альтернативщиков в военкоматы страны ожидать не стоит. По официальной статистике таких в Генштабе минувшей весной было зарегистрировано чуть больше 1 тыс. человек. Да и первые альтернативщики появятся в стране только к осени будущего года. Закон об АГС вступает в силу, как известно, с 1 января 2004 года, а заявление о желании проходить альтернативную госслужбу призывник должен подать в призывную комиссию не менее чем за полгода. В Минтруда считают, что желающих служить по альтернативному принципу будет немного - примерно две тысячи. "Большинство не хочет никак служить, кто захочет откосить, тот и так это сделает", - утверждает Вовченко.

Как полагает руководитель Комитета солдатских матерей Валентина Мельникова, закон об АГС никуда не годится. Во-первых, трудно будет доказать, что ты имеешь религиозные убеждения. Кроме того, 3,5 года службы - это "карательный срок". По мнению Мельниковой, закон имел бы смысл, если срок службы сократился до 2 лет, если бы человек трудился по месту жительства и если бы к закону никакого отношения не имел Генштаб. В противном случае это будет та же самая военная служба, только в ухудшенном варианте. "Военкоматы теперь будут набирать солдат для кочегарок и свиноферм, а значит, будут те же казармы, те же офицеры, та же дедовщина. Только любой пьяный прапорщик теперь может избить мальчика за то, что тот, как ему кажется, не хочет родину защищать", - считает правозащитница.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
870
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1018
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1418
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1145

Другие новости